Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения? На основе анализа литературы, а также на основе результатов, проведенного нами опроса среди учителей средних классов можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, внутреннего плана действий, теоретического мышления;
3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками, отношения сотрудничества, взаимопомощи.
4. Наличие учебно-познавательного интереса, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения.
Кроме того, для того, чтобы ребенок был успешен в средней школе, как показывает опрос учителей [см. Приложения №1, №2], ему необходимо владеть следующими навыками:
навыками общения со сверстниками и со взрослыми;
навыками самостоятельной работы: должны быть сформированы навыки самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции;
должна быть сформирована адекватная самооценка, развита критичность по отношению к себе и к окружающим.
Другими словами, у ученика 3-4-го класса должно быть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
Рассмотрев основные функции начальной школы, особенности младшего школьного и подросткового возраста, трудности, возникающие при переходе в среднее звено обучения, и критерии готовности к средней школе, мы переходим к основной теме нашего исследования, к формированию готовности к переходу в среднюю школу детей, воспитывающихся в детских домах. Для этого нам необходимо проанализировать, как условия жизнедеятельности влияют на развитие личности ребенка, его готовности к переходу в среднюю школу, затем существующие условия в детских домах, и их влияние на формирование основных особенностей детей-сирот, готовности к средней школе.
Полезная информация:
Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками
школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения
задач
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; заклады ...
Системы оценивания
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок, семантически многообразных в пределах полярных понятий «хорошо–плохо». Как и в Европе, это была трёхразрядная система оценок. К примеру – разряды Киевской духовной академии 1737 года: высший разряд, обозначающий очен ...