Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Образование и воспитание » Программно-целевое моделирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока

Страница 2

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.

Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:

 моделирование курса (выделение стержневых линий и связей между ними;

 моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;

 моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.) (схема 1).

Многоуровневая модель образовательного процесса позволяет учителю спрогнозировать систему обора содержания и наметить ключевые направления их качественного преобразования с целью получения проектируемого результата.

Содержание образовательного процесса должно строиться с учетом освоения окружающей действительности, выраженной в предметном материале стандартов, личностного развития обучающегося и деятельности, одной из функций которой является становление личности. Так как стандарты второго поколения указывают на приоритетность личностных и метапредметных результатов, первостепенная задача учителя – понять, какое место занимает преподаваемый им предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Такой подход наполнит знание личностным смыслом.

Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.

Схема 2

На схеме 2 представлена взаимосвязь содержания и предметных целей, которые отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Цели учебного предмета формулируются на основе выделения содержательных (стержневых) линий.

В качестве стержневых линий могут выступать системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала. Стержневые линии являются основой формирования у школьников научного мировоззрения.

Рассмотрим структуру стержневых линий на примере алгебры (Таблица 1). В качестве стержневых линий выделены системообразующие понятия.

Таблица 1

Классы

Линия уравнений

Линия неравенств

Вычислительная линия

Формально-оперативная линия

Функциональная линия

5-ый

Решение уравнений на основе зависимости между компонентами.

Понятие неравенств. Двойное неравенство.

Натуральные числа. Десятичные дроби.

Распределительный закон умножения.

Числовой луч.

6-ой

Свойства уравнений.

Строгие и нестрогие неравенства.

Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа

 

Числовая прямая. Координатная плоскость.

7-ой

Линейные уравнения. Системы уравнений.

 

Степень с натуральным показателем.

Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного уравнения.

Понятие функции. Линейная функция. Y=x2 Y=x3

8-ой

Квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения.

Числовые неравенства и их свойства Неравенства с одной переменной Системы неравенств.

Иррациональные числа. Степень с целым показателем.

Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени.

Обратная пропорциональность.

9-ый

 

Неравенства 2-ой степени. Решение неравенств методом интервалов

Корень n-ой степени

Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени.

Квадратичная функция.

10-ый

Тригонометрические уравнения

Простейшие тригонометрические неравенства

 

Вычисление производных.

Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков.

11-ый

Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения

Показательные и логарифмические неравенства

Логарифм числа

Вычисление интегралов. Обобщение понятия степени.

Первобразная функция. Степенная, показательная и логарифмическая функция.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Взаимодействие отцов и детей
Мужчина – существо изначально более одинокое и автономное. Образ мужчины – это образ скитальца и воина, женщина же прибывает в постоянном ожидании дома. Эти образы вполне реальны и действительно повлияли на формирование не только женской и мужской физиологии, но и психологии. В своём развитии мальч ...

Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения
В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать так ...

Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru