Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.
Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:
моделирование курса (выделение стержневых линий и связей между ними;
моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;
моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.) (схема 1).
Многоуровневая модель образовательного процесса позволяет учителю спрогнозировать систему обора содержания и наметить ключевые направления их качественного преобразования с целью получения проектируемого результата.
Содержание образовательного процесса должно строиться с учетом освоения окружающей действительности, выраженной в предметном материале стандартов, личностного развития обучающегося и деятельности, одной из функций которой является становление личности. Так как стандарты второго поколения указывают на приоритетность личностных и метапредметных результатов, первостепенная задача учителя – понять, какое место занимает преподаваемый им предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Такой подход наполнит знание личностным смыслом.
Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.
Схема 2
На схеме 2 представлена взаимосвязь содержания и предметных целей, которые отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.
Цели учебного предмета формулируются на основе выделения содержательных (стержневых) линий.
В качестве стержневых линий могут выступать системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала. Стержневые линии являются основой формирования у школьников научного мировоззрения.
Рассмотрим структуру стержневых линий на примере алгебры (Таблица 1). В качестве стержневых линий выделены системообразующие понятия.
Таблица 1
Классы |
Линия уравнений |
Линия неравенств |
Вычислительная линия |
Формально-оперативная линия |
Функциональная линия |
5-ый |
Решение уравнений на основе зависимости между компонентами. |
Понятие неравенств. Двойное неравенство. |
Натуральные числа. Десятичные дроби. |
Распределительный закон умножения. |
Числовой луч. |
6-ой |
Свойства уравнений. |
Строгие и нестрогие неравенства. |
Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа |
Числовая прямая. Координатная плоскость. | |
7-ой |
Линейные уравнения. Системы уравнений. |
Степень с натуральным показателем. |
Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного уравнения. |
Понятие функции. Линейная функция. Y=x2 Y=x3 | |
8-ой |
Квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. |
Числовые неравенства и их свойства Неравенства с одной переменной Системы неравенств. |
Иррациональные числа. Степень с целым показателем. |
Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени. |
Обратная пропорциональность. |
9-ый |
Неравенства 2-ой степени. Решение неравенств методом интервалов |
Корень n-ой степени |
Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени. |
Квадратичная функция. | |
10-ый |
Тригонометрические уравнения |
Простейшие тригонометрические неравенства |
Вычисление производных. |
Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков. | |
11-ый |
Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения |
Показательные и логарифмические неравенства |
Логарифм числа |
Вычисление интегралов. Обобщение понятия степени. |
Первобразная функция. Степенная, показательная и логарифмическая функция. |
Полезная информация:
Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского
профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального образования
1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; 3) основы для объективной оценки д ...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Биофизика»
Дисциплина «Биофизика» входит в учебный план подготовки специалистов по направлению 200402 «Инженерное дело в медико-биологической практике», бакалавров по направлениям 201000.62 «Биотехнические системы и технологии», 011200.62 «Физика», а также магистров по направлению 011800.68 «Радиофизика». Цел ...
Подходы к определению понятия
«информационная культура личности»
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому названию явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирно ...