Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.
Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:
моделирование курса (выделение стержневых линий и связей между ними;
моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;
моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.) (схема 1).
Многоуровневая модель образовательного процесса позволяет учителю спрогнозировать систему обора содержания и наметить ключевые направления их качественного преобразования с целью получения проектируемого результата.
Содержание образовательного процесса должно строиться с учетом освоения окружающей действительности, выраженной в предметном материале стандартов, личностного развития обучающегося и деятельности, одной из функций которой является становление личности. Так как стандарты второго поколения указывают на приоритетность личностных и метапредметных результатов, первостепенная задача учителя – понять, какое место занимает преподаваемый им предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Такой подход наполнит знание личностным смыслом.
Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.
Схема 2
На схеме 2 представлена взаимосвязь содержания и предметных целей, которые отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.
Цели учебного предмета формулируются на основе выделения содержательных (стержневых) линий.
В качестве стержневых линий могут выступать системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала. Стержневые линии являются основой формирования у школьников научного мировоззрения.
Рассмотрим структуру стержневых линий на примере алгебры (Таблица 1). В качестве стержневых линий выделены системообразующие понятия.
Таблица 1
Классы |
Линия уравнений |
Линия неравенств |
Вычислительная линия |
Формально-оперативная линия |
Функциональная линия |
5-ый |
Решение уравнений на основе зависимости между компонентами. |
Понятие неравенств. Двойное неравенство. |
Натуральные числа. Десятичные дроби. |
Распределительный закон умножения. |
Числовой луч. |
6-ой |
Свойства уравнений. |
Строгие и нестрогие неравенства. |
Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа |
Числовая прямая. Координатная плоскость. | |
7-ой |
Линейные уравнения. Системы уравнений. |
Степень с натуральным показателем. |
Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного уравнения. |
Понятие функции. Линейная функция. Y=x2 Y=x3 | |
8-ой |
Квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. |
Числовые неравенства и их свойства Неравенства с одной переменной Системы неравенств. |
Иррациональные числа. Степень с целым показателем. |
Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени. |
Обратная пропорциональность. |
9-ый |
Неравенства 2-ой степени. Решение неравенств методом интервалов |
Корень n-ой степени |
Преобразование выражений, содержащих корни n-ой степени. |
Квадратичная функция. | |
10-ый |
Тригонометрические уравнения |
Простейшие тригонометрические неравенства |
Вычисление производных. |
Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков. | |
11-ый |
Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения |
Показательные и логарифмические неравенства |
Логарифм числа |
Вычисление интегралов. Обобщение понятия степени. |
Первобразная функция. Степенная, показательная и логарифмическая функция. |
Полезная информация:
Преподавание художественного искусства
В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно ...
Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским
профессиональным образованием
1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Поря ...
Методика организации театрализованных игр
дошкольников
Эффективное развитие детской театральной игры безусловно нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к само ...