Большинство вопросов, которые задаются выпускникам в школах, требуют от них мышления низкого порядка, на уровне воспроизведения знаний и их понимания (смотри таблицу №3).
Таблица №3.
Знания
Определение |
Идентификация и воспроизведение информации |
Что делает преподаватель |
Говорит, показывает, направляет |
Что делает ученик |
Впитывает, запоминает, узнает |
Вербальные реплики |
Запомните, назовите |
Понимание
Определение |
Понимание предоставленной информации |
Что делает преподаватель |
Демонстрирует, сравнивает, противопоставляет |
Что делает ученик |
Объясняет, переводит, демонстрирует |
Вербальные реплики |
Определите, скажите, обсудите |
Как показано на диаграмме знания, и понимание являются преобладающими навыками и служат базой для формирования навыков мышления более высокого порядка. На каждом последующем уровне навыки мышления становятся более сложными и используются реже.
Навыки мышления высокого порядка
Таблица №4
Применение
Определение |
Использование знаний в новых ситуациях |
Что делает преподаватель |
Исследует, критикует, создает условия |
Что делает ученик |
Решает проблемы, демонстрирует знания |
Вербальные реплики |
Объясните, используйте, проиллюстрируйте |
Анализ
Определение |
Разложение информации на составные части |
Что делает преподаватель |
Направляет, исследует, служит источником |
Что делает ученик |
Анализирует, раскрывает, обсуждает |
Вербальные реплики |
Обсудите, соотнесите, поэкспериментируйте |
Синтез
Определение |
Воссоединение целой информации из частей |
Что делает преподаватель |
Расширяет, оценивает, отражает |
Что делает ученик |
Обобщает, формулирует, планирует |
Вербальные реплики |
Предложите, организуйте, создайте |
Полезная информация:
Принципы учебной деятельности
Учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами. Результатом учебной деятельности в каждый момент является в общем виде приобретаемый новый опыт. Новый опыт может классифицироваться по-разному. Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скат ...
Понятие преобразования
Изложение теории геометрических преобразований начнём с общих определений. Определение. Отображением f множества X в множество Y называется такое соответствие, при котором каждому элементу x множества X соответствует вполне определённый элемент y множества Y. Oобозначение.f: X Y Элемент y называетс ...
Пересказы текстов как важнейшее средство развития устной речи учащихся
Огромное место в становлении речи учащихся исходных классов занимают пересказы разных текстов. Отражение прочтенного является одной из главных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из результативных приёмов становления мышления и речи. В связи с этим довольно значительным является воп ...