Развитие мышления учащихся на уроках английского языка в 6 классах

Страница 1

Общие принципы развивающего обучения конкретизируются в зависимости от специфики изучаемого учебного предмета, в данном случае иностранного (английского) языка. Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, А.М.Матюшкиным и другими ведущими психологами показали, что не любое обучение может дать желаемый результат в познавательной активности учащихся. Развивающим может стать такое обучение, которое предполагает наряду с сообщением определенного объема знаний и направленным формированием необходимых умений и навыков всемерное развитие мышления, памяти, воображения и других познавательных психических процессов, гармоничное развитие личности учащегося в целом. Актуальность развивающего обучения несомненна, особенно в связи с ускорением научного прогресса и ростом научных знаний. Естественным остается, однако, то обстоятельство, что ни один человек не в силах запомнить всю необходимую информацию. В этой связи, в ходе школьного обучения учащиеся уже должны учиться способом самостоятельной работы, с тем, чтобы в дальнейшем приобретать новые знания, умения, навыки. Следовательно, научить школьников учиться предполагает, с психологической точки зрения, развивать у них умения самостоятельно мыслить, творчески применять полученные знания в практической деятельности. В то же самое время "неверно думать, что можно развивать мышление, обучая человека . мышлению, его "общим приемам", способам и т.д.".

Такая возможность облегчила бы развитие мышления учащихся в процессе обучения. В таком случае можно было бы сначала "научить думать", а затем приступать к изучению того или иного конкретного предмета. Фактически мышление развивается в самом процессе усвоения и применения знаний и действий. Конкретные пути развития мышления учащихся в процессе их обучения рассматривается, как нам представляется, "начиная с описания использовании на уроках специально организуемых проблемных ситуаций".

Психической основой направленного использования проблемных ситуаций являются различные репродуктивные (нетворческие ) и продуктивные (т.е. самостоятельные, творческие) компоненты мыслительной деятельности. Если творческие, шаблонные компоненты вооружают учащихся конкретными готовыми знаниями, умениями и навыками, то вторые, творческие компоненты позволяют гибко применять их при решении новых задач. Мышление продуктивного типа требует прочного фундамента знаний- наличие таких умений и навыков, которые человек может творчески использовать при возникновении интеллектуальных затруднений, т.е. при столкновении с задачами проблемного характера. Соотношение репродуктивных и продуктивных компонентов в процессе обучения различно и характеризуется развиваемостью от простого к сложному. Конкретно, например, начальных этапах обучения доля репродуктивных заданий достаточно велика, поскольку запас средств для решения мыслительных задач минимален на первом этапе, а в последующем все больше выступают задачи продуктивного характера, предполагающие раскрытие возможностей самостоятельного, творческого применения накопленных мыслительных средств в ходе решения специально подобранных и выстроенных в систему учебных задач. В общепсихологическом плане под задачей понимается цель, поставленная в определенных условиях. Решение любой задачи включает несколько этапов: 1) постановку, т.е. определение цели; 2) ориентировку в условиях, обеспечивающую выбор адекватных средств и способов достижения цели; 3) реализацию составленного плана (которую называют исполнительной частью).

В зависимости от того, на какой этап решения задачи падает основная нагрузка, она предполагает использование мышления репродуктивного типа, состоящего, как указывалось, в шаблонном воспроизведении известных ученику средств и способов решения, или, наоборот, продуктивного творческого мышления.

Творческое мышление (продуктивное) обслуживает постановку цели, ориентировку, в условиях задачи, составление плана, а репродуктивное мышление (т.е. нетворческие) обслуживает исполнительную часть решения. Здесь необходимо указать, что учебные задачи (т.е. проблемного характера) предполагаются детям в несколько отработанном, а точнее, частично решенном виде: учитель не только сам ставит цель, но и указывает все необходимые средства, а часто и способы ее достижения. Данный подход оправдывается тогда, когда необходимо обеспечить усвоение и отработку самых общих средств и способов, без которых дальнейшее самостоятельное решение задач вообще невозможно. По мере продвижения в освоении учебного предмета все большее место должны занимать задачи, предполагающие активную мыслительную деятельность учеников.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави
Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870-950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитани ...

Методика обследования произношения звуков
При обследовании звукопроизношения применяются задания, состоящие из произношения звука в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны б ...

Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения
Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деяте ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru