Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо

Страница 2

Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Фаза осмысления содержания/реализации смысла (realization of meaning).

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или на экране компьютера. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии реализации. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если на стадии вызова учащиеся определили направления своего познания, то преподаватель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле, большое значение состоит в качестве отобранного материала.

Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Вместе с тем далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы преподаватель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, инициировал поиск ответов через контекст, той информации, с которой учащиеся работают.

В процессе реализации фазы осмысления ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Таблица №3

Дидактические задачи

Учебные задачи

Сформировать у учащихся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

Систематизировать и классифицировать полученную информацию;

Сохранить интерес к изучаемой теме.

Воспринимать новую информацию, опираясь на то, что уже знаете и умеете;

Ориентироваться на то, что именно привлекает внимание; указать, какие аспекты менее интересны и почему;

Обратить внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Осуществить поиск ответов на эти вопросы.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтений. Это достаточно важно, так как для того чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо рассмотреть текст с различных сторон.

Фаза рефлексии (reflection).

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия — особый вид мышления . Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессё рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста
Счёт и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности. Поэтому в игре, где используются счёт или измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность выпол ...

Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников. Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обо ...

Влияние объектов труда на развитие учащихся
Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru