Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения, могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия в качестве своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи:
Таблица №4
Дидактические задачи |
Учебные задачи |
Сформировать целостное представление о предмете изучения; Присвоить новое знание; Расширить цели учебной деятельности, за счет расширения учебного поля; Оценить результаты учебного процесса. |
Определить, что вы узнали нового на этом уроке (можно через обсуждение); Принять суждения (высказывания) ваших товарищей в качестве собственных, если считаете их вполне приемлемыми; Выявить новые вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать; Оценить, в полной ли мере вы узнали о том, о чем хотели узнать в начале урока. |
Таким образом, на стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию на основании ужё имеющихся у них представлений, а также в соответствии с категориями знания.
После раскрытия все трех фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что все этапы данной технологии являются взаимозависимыми – один без другого существовать не может. Также можно проследить, что базовая модель не случайно имеет такую структуру – состоит из трех стадий. Это связано с адаптации ее к традиционной модели: в традиционной модели обучения тоже прослеживаются этапы урока (сами стадии), на каждом этапе ставятся цели и задачи и идет подведение итогов урока. Но эта технология более эффективна, так как при этой технологии учащийся осознает себя в большой степени как свободно мыслящая личность, а не как ученик, за которым постоянно ведутся наблюдения. Здесь акцентируется внимание не только на познавательной сфере, но и на мотивационной сфера, а главное на самосознании учащихся.
В заключение параграфа выделим функции трех стадий, каждая из которых находит немаловажное применение не только на уроках математики, но и при обучении математике в целом.
Таблица №5
Функции трех стадий технологии развитие критического мышления
Стадия |
Функции |
Вызов |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания |
Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия |
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
Полезная информация:
Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу ...
Образование в Японии
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется з ...
Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией
У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10) объясняют это абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка. При дизартрии расстраивается ...