Актуальность развития критического мышления учащихся при обучении математике вытекает из особенностей современной ситуации в России. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» констатируется факт ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, в связи с чем, особую важность приобретает формирование современного мышления у учащихся (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий). А этого невозможно добиться без развития критического мышления у школьников.
Цель курсовой работы: раскрытие сущности технологии «Развитие Критического мышления через Чтение и Письмо» и возможность ее реализации при обучении математике.
Задачи исследования:
Изучить научно-методические публикации об исследованиях, связанных с технологией РКМЧП;
Систематизировать общие знания и представления о понятиях «критическое мышление», «педагогическая технология РКМЧП», о принципах и методах, которые используются в рамках данной технологии;
Выявить существенные отличия критического мышления от мышления обыденного;
Выделить структуру учебных занятий в технологии РКМЧП;
Рассмотреть учебную среду наиболее благоприятную для развития критического мышления;
Проиллюстрировать на примере урока по теме: «Решение квадратных уравнений» возможность использования технологии РКМЧП на уроках математики.
В данной работе рассмотрены определения критического мышления, выделены его основные характеристики и отличия от мышления обыденного.
Рассмотрена новая педагогическая технология - технологию Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП).
Показано, что развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде:
базовых стадий: «Вызов-Осмысление-Рефлексия»;
отдельных приёмов («Кластер», ИНСЕРТ, таблица «З-Х-У», и т.д.);
учебной среды.
Наполнена содержанием данная структуру технологии РКМЧП и приведен пример использования этой педагогической технологии на практике. Был рассмотрен урок в 8 классе на тему: «Решение квадратных уравнений».
По данным Международного исследования PISA - 2000 г., PISA - 2003 г., PISA - 2006 г. по «грамотности чтения» Россия соответственно занимает в 2000 году – 27 – 29 местом (из 32); в 2003 году – 32 – 34 место (из 40); в 2006 году – 37 - 40 место (из 57) среди стран, принимавших участие в тестировании. «Математическая грамотность» в России находится на: в 2000 г. – 21 – 25 место; в 2003 – 29 – 31 место; в 2006 – 32 – 36 место. [6]. Данные результаты свидетельствуют о достаточно низком уровне сформированности умений критического мышления в России, которая находится практически на одном и том же уровне в «грамотности чтения» и «математической грамотности» на протяжении 6 лет.
Отсюда, можно сделать вывод, что для того чтобы ребенок мог свободно ориентироваться в быстро меняющемся времени, связанном со стремительный ростом информации, в которой необходимо ориентироваться и уметь её структурировать, необходимо разрабатывать специальные приемы и методы, направленные на формирование и развитие критического мышления.
критический мышление чтение письмо
Полезная информация:
Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного ...
Индивидуальная работа с детьми с задержкой психического развития на занятиях
кружка
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах п ...
Консолидированное мнение о проекте закона «Об образовании», опубликованном
01.12.2010 г
1. Крупнейший недостаток проекта закона «Об образовании» - отсутствие в нем уровня «начальное профессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как в социальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звена как НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономич ...