Лабораторная работа «Определение порога слышимости человека методом аудиометрии. Построение аудиограмм»

Образование и воспитание » Разработка методического обеспечения лабораторного практикума по биофизике » Лабораторная работа «Определение порога слышимости человека методом аудиометрии. Построение аудиограмм»

Страница 1

Цель лабораторной работы: исследование слухового анализатора методом тональной пороговой аудиометрии.

Приборы и принадлежности: генератор синусоидальных волн (Sine Wave Generator), стереоскопические наушники, вольтметр В7-38.

Краткая теория:

Проблемы со слухом встречаются у 4-6 % населения земного шара. По данным Минздрав-соцразвития РФ острая сенсоневральная тугоухость составляет 62,2% среди заболеваний внутреннего уха, требующих экстренной ЛОР-помощи. Сенсоневральная тугоухость относится к числу социально значимых заболеваний, поражает все возрастные группы населения.

Функциональная характеристика слухового анализатора имеет важное значение не только для диагностики ушных заболеваний, но и для профотбора (отбор кандидатов для некоторых профессий, определение выносливости). Особенно важным является массовое исследование детей с целью выделить группы с начинающимися нарушениями слуха (для последующей профилактики тугоухости). Наконец, большую роль играют методы функционального исследования уха при выборе приборов, улучшающих слух. Каждая из упомянутых задач имеет определенный объем и свой метод исследования функций звукового анализатора. Картина заболевания бывает иногда настолько ясна, что используют только самые несложные приемы, позволяющие получить достаточные сведения о функциональных способностях уха.

Воздействуя на слух, звук вызывает раздражение. В свою очередь раздражение создает у человека субъективный эффект – ощущение. Раздражение и его параметры – это физические величины, которые могут быть измерены. Параметры ощущения (громкость, высота, тембр) измерить нельзя. О них можно лишь составить представление, на основании словесного описания испытуемого.

Порог слышимости зависит от частоты, т.е. чувствительность слуха не везде одинаково высока во всем слуховом диапазоне. График кривой порога слышимости строится на основе зависимости порогового значения силы звука от частоты. Обычно сила звука выражается относительным значением: все пороговые значения имеют отношение к пороговому значению силы звука, полученному при 1000 Гц. Поскольку диапазон звуков, воспринимаемых ухом, определяется значениями в десятичной степени, слуховой порог обычно выражается логарифмическими единицами (децибелами: дБ). За 1Б принимают уровень, интенсивность которого в 10 раз больше L0.

Таким образом, при расчете все пороговые значения амплитуды сначала относятся к значению, полученному для 1000 Гц и преобразовываются в дБ при помощи формулы:

, (4)

где U1000 – пороговое значение амплитуды при 1000 Гц, Ux – пороговое значение амплитуды при других частотах.

Полученная зависимость интенсивности звука (звукового давления) L от частоты ν тона называется спектральной характеристикой уха на пороге слышимости или аудиограммой.

Метод измерения остроты слуха называют аудиометрией.

Аудиометрия (от лат. audio - cлышу и .метрия) – исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частотах, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки.

Существующие в настоящее время аудиометрические тесты можно разделить на следующие основные группы:

1 Субъективные методы (психоакустические методы):

- тональная аудиометрия (пороговая, надпороговая);

- течевая аудиометрия;

2 Объективные методы:

- Акустическая импедансометрия (тимпанометрия, акустическая рефлексометрия);

- Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов;

- Отоакустическая эмиссия.

В данной лабораторной работе студентам предложено исследовать слуховой анализатор методом тональной пороговой аудиометрии.

Цель тональной пороговой аудиометрии: определение порогов слышимости (порогов слухового восприятия) наименьшей интенсивности, воспринимаемой испытуемым в 50% предъявлении.

Аудиометр представляет собой генератор звуковой частоты, частоту и интенсивность звука которого можно регулировать.

При проведении аудиометрии отсчёт порога восприятия ведётся от нулевого уровня, который соответствует среднему порогу слышимости для молодых людей с нормальным слухом. Изменение порога восприятия по сравнению с нулевым уровнем указывает на отклонения слуха у испытуемого от среднестатистической нормы.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Средство эмоционального развитиядошкольников
Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, соверш ...

Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте
Человек – существо социальное. Сущность комплексного восприятия всех его индивидуальных качеств передается в таком понятии как личность. По мнению Л.И.Божович, "личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная хар ...

История развития учебного кино
Учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа братьев Л. и О. Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления У. к. характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т.А. Эд ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru