Природные источники углеводородов Интегрированный урок по географии и химии
Цели. Обобщить и систематизировать знания, активизировать познавательную деятельность учащихся, показать межпредметную связь химии и географии. Оборудование. Карта «Полезные ископаемые», коллекция горных пород и минералов, плакат «Угольное дерево», раздаточный материал (карточки по определению стран, добывающих нефть).
План урока
Организационный момент (постановка цели урока).
Каменный уголь (учитель географии).
Нефть: происхождение, пути переработки (учитель химии).
Основные месторождения каменного угля и нефти (учитель географии).
Вопросы экологии (учитель химии).
Интересные сведения о природных источниках углеводородов (учителя химии и географии).
Викторина. Заключение.
По ходу урока проводится фронтальная работа с классом.
Ход урока
Организационный момент
Учитель химии. В начале урока я прочитаю вам четверостишие М.В.Ломоносова, которое стало эпиграфом урока:
«В земное недро ты, химия, Проникни взора остротой, И, что содержит в нем Россия, Драги сокровища открой».
Много богатств находится в недрах России. Двум из них посвящен урок. Это нефть и каменный уголь, с которыми вы познакомились на уроках природоведения, продолжили изучение на уроках химии и географии. Основная цель урока – обобщить ранее изученный материал, акцентировать ваше внимание на наиболее интересных фактах.
Каменный уголь
Учитель географии (показывает карточки и задает вопросы).
1. Какой из природных источников углеводородов получил название «солнечный камень»?
(Каменный уголь. Различают бурый и каменный угли, антрацит.)
2. Какие полезные ископаемые скрываются за следующими словами:
а) коричневый уголь (торф);
б) зеленый уголь (сланцы);
в) черное золото (нефть)?
Ученые-геологи называют полезные ископаемые органического происхождения каустобиолитами.
Особое место среди них в жизни человека занимают уголь и нефть. Каково происхождение каменного угля? Чистый углерод в природе встречается редко, главным образом в виде минералов – алмаза и графита, а также в пластах каменного угля. Огромные запасы каменного угля в земной коре созданы жизнедеятельностью растений, которые в процессе фотосинтеза накапливают углерод. Если растение после гибели разлагается без доступа воздуха (под водой, под землей), то часть углерода превращается в газообразные соединения. Оставшийся углерод накапливается в свободном твердом состоянии и образует пласты ископаемого угля, покрытые толщами глины и песка. В зависимости от природных условий образуются различные виды угля (демонстрация и пояснения).
Каменный уголь – плотный минерал черного цвета, то матовый, то блестящий. Содержание углерода – 82%. Температура возгорания более 300 °С. Бурый уголь – плотное, твердое вещество бурого цвета, в нем можно различить волокна древесины, из которой он произошел. Содержание углерода – 70%. Температура возгорания до 70 °С.
Антрацит – очень плотный минерал черного цвета, блестящий. Содержание углерода – 95%. Температура возгорания – 500 °С.
Торф не имеет плотной структуры, содержание углерода – 58%. Его происхождение доказал еще Ломоносов: «Торф, когда сгорит, оставляет пепел и дает из него поташ, как и другие растения. Он, конечно, не из минерального царства. Химические опыты показывают перегонкой из чистого торфа те же произведения, как происходят из растений». Интересно описан процесс образования каменного угля в недрах земли в стихотворении Веры Инбер:
«В лугах и громах над остывшей |
землей |
Потопом свергались дожди. И первые корни, петля за петлей, Сосали набухшие груди бугров И влагой питали хвощи. И день, не разбитый еще на часы, Был медлен, как ящера выдох и вдох, То потный от палеозойской росы Шуршал и шипел, продираясь |
сквозь мох, |
Коленчато-перистый куст. Был воздух моложе на тысячи лет, И ночью от материков до небес Такая была тишина, Что как бы гудел |
ослепительный свет, |
Который на каменноугольный лес Лила медовая луна. Покамест ссыхалась земная кора Горбатыми складками гор и долин И перемещались моря, Леса уходили в земные нутра, И смолы, под страшным давленьем |
глубин, |
Сжимались в куски янтаря. Леса, уходя, залегли глубоко, И, перерождаясь в подземном |
тепле, |
Они в непроглядной тиши Твердели под медленным прессом |
веков, |
И каменный уголь рождался в земле, Для будущих наших машин». |
Полезная информация:
Планирование курса обучения информатике в средней школе
Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интерес ...
Влияние различных факторов на проявление силы мышц
Сила сокращения мышц зависит от многих причин, в частности от анатомического (морфологического) строения мышц. Так, мышцы, перистого строения, проигрывая в величине укорочения, выигрывают у веретенообразных мышц или у мышц с параллельными продольной оси волокнами в силе сокращения, потому что у них ...
Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования
Проведенный анализ литературных данных позволяет определить теоретические основы исследования. К ним можно отнести знания из области лингвистики, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Так же билингвизм является исследовательским предметом социологии, где первостепенное значение им ...