Системы оценивания

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок, семантически многообразных в пределах полярных понятий «хорошо–плохо». Как и в Европе, это была трёхразрядная система оценок. К примеру – разряды Киевской духовной академии 1737 года:

высший разряд, обозначающий очень хорошие успехи, характеризировался так: «учения изрядного, надёжного, доброго, честного, хорошего, похвального»

средний разряд – успехи «учения посредственного, мерного, нехудого»

низший разряд – успехи «учения слабого, подлого, прехудого, безнадёжного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась короче и начала заменяться цифровой, однако направление шкалы стало противоположным немецкому.

Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая в 1837 году была официально утверждена Министерством народного просвещения:

1 – слабые успехи

2 – посредственные

З – достаточные

4 – хорошие

5 – отличные

Системы оценивания знаний в разных странах:

В США используют буквенную систему для оценивания успеваемости: А – отлично, В-хорошо, C – удовлетворительно, D – плохо, F – провал.

В Канаде оценки выставляются в процентах. Например, 50–60% – удовлетворительно, 65–75% – хорошо, 80–90% – близко к «отлично» 100% – отлично.

В Японии уровень знаний учащегося не оценивается индивидуально. Определяется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса.

Во Франции принята 20-балльная система оценивания знаний. При этом высшая оценка, как правило, – 18 баллов, и т.д.

Рейтинговая система оценивания знаний

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг.

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

Сравнивая системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую учителя и психологи приходят к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету.

Полезная информация:

Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых. Ин ...

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка
При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word-search grid» . Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru