Признаки научного наблюдения и его виды

Страница 2

Противопоставление включенного и невключенного наблюдения спорно. Некоторые авторы полагают, что известное включение присутствует всегда, когда наблюдающий использует свои органы чувств, даже если он ведет скрытое наблюдение. Тем не менее мы сохраним эти понятия, во-первых, потому, что они уже введены в научный обиход, а во-вторых, потому, что видеотехника шагнула так далеко вперед, что включение можно конструировать только с помощью искусственных приемов.

При невключенном наблюдении наблюдающий регистрирует явление "снаружи". Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает. При включенном наблюдении он играет сопричастную социальную роль среди лиц, которых он должен наблюдать. Он принимает участие в событиях, за которыми он должен наблюдать, и воспринимается группой как участник, а не как наблюдатель. Положение учителя в классе имеет некоторые точки Соприкосновения с включенным наблюдением. Однако, в то время как ведущий включенное наблюдение чаще всего играет в наблюдаемой группе второстепенную роль, учитель на обычном Фронтальном занятии является тем лицом, которое в очень сильной степени управляет событиями. Это, как уже было сказано, ограничивает его возможности вести точное и одновременно тщательное наблюдение даже с точки зрения остроты восприятия. Кроме того, доминирующая функция преподавателя в происходящем обычно является причиной того, что о" может наблюдать лишь то, что он сам спровоцировал. Таким образом, высокая активность, обязательная для учителя на уроке, очень сильно ограничивает его возможности в процессе включенного наблюдения. Если учащиеся во время групповых занятий какое-то время работают самостоятельно, то возможности для включенного наблюдения значительно шире. Поскольку учитель, помимо всего прочего, активно участвует в качестве консультанта в процессе работы над различными инструкциями, то определение ему функции стороннего наблюдателя было бы ошибочным. О невключенном наблюдении мы можем говорить тогда, когда учитель наблюдает за игрой учащихся на перемене или посещает занятия своих коллег. Невключенное наблюдение, не основанное на знания наблюдаемых, часто невозможно и даже этически не оправдано. Это относится ко всем ситуациям, которые ученик считает настолько личными, что он ограничивает число участников, т. е. не терпит присутствия неучастников, как это бывает во дворе школы на перемене. В то же время наблюдающий должен постоянно спрашивать себя, насколько серьезно изменяет ситуацию его знание тех людей, которых он наблюдает. Учителя часто замечают, что присутствие на уроке другого преподавателя, непривычное для учащихся, заставляет и учеников, и их самих вести себя совершенно иначе и что этот эффект пропадает через несколько часов (если посетитель будет присутствовать на нескольких занятиях). При включенном наблюдении опасность заключается в том, что наблюдающий слишком глубоко интегрируется э происходящее и при этом утрачивает необходимую нейтральность.

Эти проблемы, показанные на примере деятельности учителя, сохраняют свою актуальность — в определенных пределах — для всех педагогических специальностей. Чем непосредственнее вовлечен педагог в педагогический процесс, тем менее он способен выступать в роли стороннего наблюдателя. Это означает, что педагоги должны постоянно критически осмысливать свое собственное участие в происходящих событиях с точки зрения воздействия этого участия на тех, кого они наблюдают.

При анекдотическом наблюдении фиксируются значительные события — когда бы они ни происходили, — причем только в смысле постановки вопросов. Этой форме наблюдения чаще всего отдается предпочтение тогда, когда ведущий наблюдение длительное время участвует в жизни тех, кого он наблюдает. Это касается большинства профессиональных педагогических ролей, при выполнении которых педагог из-за решаемых им задач не может проводить стандартизованное наблюдение, но при этом он проводит достаточно много времени вместе со своими воспитанниками для того, чтобы ждать появления событий, выходящих за обычные рамки, и фиксировать их. В терапевтической группе это может быть приступ агрессивности у алкоголика, осознавшего, что его уловки больше не помогают ему уйти от самокритики. В учебном классе это может быть громкое выражение радости одного из детей, вызванное непривычным для него успехом, что мгновенно открывает, какая потребность в признании скрывается за его робкой сдержанностью. Анекдотическое наблюдение всегда подвержено опасности замечать только "сенсации" и просматривать менее заметные процессы. Это может привести к ошибочным оценкам. Поэтому анекдотическое наблюдение должно всегда дополняться систематическим наблюдением, которое будет проводиться в определенное время независимо от того, выделяется то или иное лицо своим поведением или нет.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Эмпирические методы познания
К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Наиболее часто эти методы применяются в естественнонаучных дисциплинах (химии, биологии, астрономии, физике, географии и т. д.). Для математики эти методы не являются характерными. История развития математики с ...

Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происхо ...

Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru