Что вы знаете о настоящей дружбе? Составьте рассказ на тему «О моем друге (подруге).
12. Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.
Образец: мягкий (хлеб, характер);
мягкий хлеб (это какой?) свежий;
мягкий характер (это какой?) покладистый. уступчивый, сговорчивый.
Твёрдый (камень, характер).
Тёплые (вечера, отношения).
Чёрствый (батон, человек).
Сухой (ветер, взгляд).
13. Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой; выдержать характер: много думать о себе: рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.
14. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2. В чужой лодке всегда больше дырки
3. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность). Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения.
1. Сочинения на темы: «Моя любимая мамочка», «Мой самый любимый человек». «О моём друге», «Какие люди мне нравятся», «Тёплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д.
2. Прочитайте. Чем похожи эти произведения?
Вежливый человек
На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.
Внимательный человек
Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла. руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку. дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать.
Объясните значение слов вежливый и внимательный.
Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её. поднимается девочка:
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты .спасибо .не надо . .
— Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю'.
Оживление на лице женщины гаснет. Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте?
Напишите сочинение «Тактичный человек».
3. Творческий диктант.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити. Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду. и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел.
Что сказал Мите отец? (К.Д. Уш и н с к и й.)
Продолжите рассказ.
4. Творческий диктант.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к бабушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Су хом л и н с к и и.)
Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.
Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.
Полезная информация:
Определение музыкально-дидактических игр
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зри ...
Экспериментальное изучение проблемы нарушения грамматического строя речи у
детей с III уровнем ОНР у детей
Основные направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогическ ...
Языковые признаки и особенности публицистического стиля
Лексические признаки 1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных пов ...