Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
— - А разве мажет быть ничья бабушка?
(По В.А. Сухомлинскому.)
Что можно сказать о девочках?
Запись в словарики.
Равнодушный — безразличный, безучастный к людям, окружающему.
2. Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике?
Что они обозначают?
д . брота об. зательный
бл . годарность вр . ждебный
с . весть н .смешливый и . з. ботился выем . ять оск. роить
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Послушайте рассказ.
Что такое совесть?
В школьном коридоре во время перемены ссорились осе девочки. И одна другой 'запальчиво выкрикнула: «Бессовестная! Бессовестная!»
Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный - нет надежды, а бессовестный нет чего? А что такое совесть?
Совесть — это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек. вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке — и не может, и мучается от этого
Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете человека без совести?
3. Определите, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные. глаголы. Назовите положительные качества человека.
4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
. Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а кого — скупым? Как люди оценивают щедрость, а как — скупость?
5. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите падежи.
Не помнит зла (кто?) . . Худо тому месту, где нет (кого?) . . Поклонись в пояс (кому?) . . Поминай добром (кого?) . . Хорошо иметь дело (с кем?) . . Вспоминай чаще (о ком?)
6. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Верный — . , внимательная — добрая — жестокое — равнодушный — ., гостеприимная — заботливое — нежная — ласковое —
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
7. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение;
(гуманная, гуманитарная) помощь.
8. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении используйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.
Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.
9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.
… очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл ад ко в.) 3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.
6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас А сердце умным будет. (А. Маршак.)
Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?
Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.
10. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).
Сердечный — не . .
Добрый — не . .
Чуткий — не . .
Отзывчивый— . .
Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.
11. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряжения в один столбик, глаголы 2-го спряжения — во второй.
. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский человек добро помнит. 5. Не одежда красит человека, а добрые дела. Друга узнаешь в опасности. 6. После драки кулаками не машут.
Полезная информация:
Понятие и функции рефлексии. Основные подходы
Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в ...
Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...
Трудовое воспитание старшеклассников в современной школе
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего чело ...