. слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?
(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».)
. слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» — изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)
. слово мелодия можно проверить словом милый?
(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».)
. слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?
(Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».)
. слово автограф — называют автомобиль, в котором ездят графы?
(Неверно. В слове автограф часть граф — не родственна слову граф в значении «дворянский титул или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого элемента графе — в значении «пишу». Часть авто- в обоих словах образована от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или подпись».)
. слова плотник и плот исторически родственные?
(Верно. В древности словом плот называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.)
Описанные виды работы способствовали закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения).
Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ
Разработанные нами словарные диктанты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас учащихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились.
Этимологические кроссворды
Кроссворды эффективно используются для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию. Мы предлагаем два вида кроссвордов, которые различаются степенью сложности задания: 1) угадать слово по этимологической справке к нему; 2) угадать слово по началу этимологической справки к нему.
I. Угадайте слово по этимологической справке к нему.
В формулировку заданий к кроссвордам первого типа, кроме сведений об этимологии слова, мы включали толкование его значения. Таким путем лучше достигалась конечная цель — усвоение и запоминание школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса. Приведем пример кроссворда данного типа.
Кроссворд «Техника» По горизонтали;
1) Слово имеет в своём составе греч. элемент «свет» и обозначает аппарат для фотографирования.
2) Слово восходит к лат. «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений.
3) Слово восходит к греч. — «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.
По вертикали:
Контрольное слово восходит к лат. «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину.
3.
Полезная информация:
Факторы роста педагогического
мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных
классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой
Педагогическое мастерство учителя оценивается учениками на протяжении всех лет обучения, но наиболее важен он в начальной школе, когда ребенок наиболее активно познает мир и окружающих его людей, когда в силу своих психологических возрастных особенностей он наиболее доверчив и восприимчив. В формир ...
“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного
воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...
Театрализованные игры в дошкольном возрасте.
Определение и классификация
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Характерными особенностями театрализованных игр являются ...