Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. Подробный анализ практикуемых в современной школе приемов словарной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует прежде всего опора на элементы этимологии.
Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической единицы и причины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова выделяют этимологический способ'.
Мы считаем возможным и необходимым систематическое обращение к этимологии в начальных классах на межпредметном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено особенностями психолингвистического развития младших школьников. По мысли Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает словам первичное, образное значение. Общеизвестно, что у младших школьников образное мышление преобладает над логическим, поэтому применение этимологического анализа при работе со словом в начальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов этимологии в начальных классах дает возможность опираться на изначальную, стихийную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.
Нами описана система словарной работы на основе этимологического анализа в начальных классах, составлен краткий этимологический словарик для начальных классов.
Речь пойдет о таких видах работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.
Творческое списывание
Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, история. Заметим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
I. Русский язык
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют
2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют . .
3) . — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
4) . — это слова, противоположные по значению.
5) . — это слова, совпадающие или близкие по значению.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.
II. Математика
1) Размер, объём, протяжённость предмета называется
2) . — равносторонний прямоугольник.
3) . — это единица длины, сотая часть метра.
4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, —
5) Мера длины, равная тысяче метров — . .
6) Инструмент для вычерчивания окружностей называется
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.
Полезная информация:
Система физического воспитания в дошкольном образовательном
учреждении
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...
Виды детской агрессивности
В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности. Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная. Так же важным в ...
Методика решения экспериментальных задач
Методы решения экспериментальных задач в значительной мере зависит от роли эксперимента в их решении. В других типах экспериментальных задач ярко выступает их специфика, и поэтому методика решения, и оформления имеет свои особенности. Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характе ...