Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Организации образования должны помочь детям, подросткам и молодежи развивать уверенность в обсуждений, выслушивании и обдумывании вопросов, связанных с сексуальным здоровьем и взаимоотношением полов. При этом нельзя переходить на личное, заставлять обучающихся (воспитанников) участвовать в дискуссии. Условия образования на каждом этапе воспитания должны исходить из возрастных особенностей восприятия материала. При этом должны использоваться все формы и методы обучения: занятия с применением иллюстраций, «мозговая атака», групповые дискуссии, аудиовизуальные средства (плакаты, видеофильмы и т.п.), ролевые игры, ситуационные задачи и др.
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является, обучение и формирование здорового образа жизни, которое невозможно без полового воспитания, поэтому он в своей деятельности должен уделять большое внимание половому воспитанию в общеобразовательном учреждении. Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Работа по половому воспитанию должна осуществляться с семьей, учителями – предметниками, школьным психологом, медицинским работником. При организации работы по половому воспитанию классный руководитель должен учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей. А также на основе психологической характеристики ребенка классный руководитель использует различные методы воспитания. И именно это является условием эффективности работы специалиста.
Направления работы по половому воспитанию включают в себя:
1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса.
2. Формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.
3. Формирование полоролевого поведения.
4. Внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни.
5. Отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с психологом и медицинским работником).
6. Профилактика и коррекция социальных вредностей.
7. Социально-педагогическая поддержка детей группы «риска».
Методы работы классного руководителя по половому воспитанию: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации; необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана; методы внушения, убеждения, сопереживания и эмоционального заражения при работе с родителями.
Также существуют формы работы классного руководителя по половому воспитанию:
– фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
– факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
– семинары для родителей тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
– консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
В воспитательной работе с подростками классный руководитель может использовать средства, то есть наглядные пособия: книги, радио, телевидение, а также виды деятельности, в которые вовлекаются подростки. Для целенаправленной работы по половому воспитанию детей, классный руководитель должен знать:
Полезная информация:
Структура силовых способностей человека
При педагогической - характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности: 1. Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц 2. Ме ...
Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией
познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...
Принцип научности
Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в н ...