Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания

Образование и воспитание » Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития » Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания

Страница 1

С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство.

Автор подчеркивает, что труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. Но не все категории аномальных детей могут овладеть трудовыми навыками в одинаковой мере, поэтому характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка. В связи с этим проблемы выбора видов труда, его форм, производственной нагрузки – приобретают для специальных школ особое значение.

Рубинштейн С.Я. подчеркивает, что в процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с нарушениями интеллекта. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

Г.М. Дульнев отмечал, что вопрос о формировании личности умственно отсталых школьников в процессе рудового воспитания не был предметом специального систематического изучения. Ученый указывал на то, что зависимость развития познавательных процессов от обучения является почти общепризнанной. Г.М. Дульнев, наблюдая деятельность воспитанников специальных школ, указывал, как формируется в труде целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника. Более трудно, но еще более значимо, воспитание таких качеств, как критичность и самоконтроль. Когда ученик вспомогательной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи, - это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий.

Шинкаренко В.А. указывает, что в системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Его развитию способствует формирование социально ценных мотивов, воспитание интереса к труду. Автор считает, что важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство, встречи с директорами производственных учреждений, рабочими и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное – участие в ней, формируют трудовую мотивацию, ценностное отношение к трудовой деятельности, желание трудиться и трудолюбие.

Мачихина В.Ф. указывает на тот факт, что умственно отсталые дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда, поэтому вспомогательная школа должна ограничиваться формированием соответствующих трудовых представлений и понятий в упрощенной и конкретной форме.

Особо останавливается Мачихина В.Ф. на разработке внеклассной воспитательной работы во вспомогательных школах. Вопросы трудового воспитания автор подробно рассматривает на примере кружковой работы. Подробно методист разрабатывает вопрос о ручном труде. По ее мнению, для учащихся 3-4 классов можно организовать кружки выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой. Особо популярными у таких детей являются кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Необходимо предусмотреть кружки по домоводству и кулинарии. Таким образом, Мачихина В.Ф. указывает на коррекционное значение ручного труда не только на уроках труда, но и в процессе внеклассной работы.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Состояние функции словоизменения
В ходе проведённого исследования сформированности функции словоизменения (таб. 1) мы выделили 4 группы детей. В первую группу вошли дети (2 чел.) со степенью сформированности выше среднего (2,7-2,9 б.) Детьми были допущены следующие ошибки: неверное изменение имён существительных по числам в именит ...

Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...

Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
На основании полученных данных логопедического обследования основное внимание при планировании этапов коррекционной работы нами было отведено формированию лексического строя речи, были подобраны и систематизированы дидактические игры, которые могут быть использованы в логопедической работе с детьми ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru