Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной школы принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.
Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорово образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность. Учащиеся специальных школ более разобщены друг с другом, более изолированы от своих сверстников, у них труднее устанавливается контакт с руководителями. Это затрудняет формирование коллектива и, как следствие, препятствует формированию коллективно значимых качеств личности, таких как эмпатия, дисциплинированность, ответственность за общее дело и т.д. Поэтому рассмотрение проблемы трудового воспитания в условиях специальной школы, является актуальным, так как социальная адаптация личности напрямую зависит от ее социальной направленности. А это является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся специальных учебных заведений.
Характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.
Проблема трудоустройства умственно отсталых является самой актуальной на сегодняшний день, ведь в государстве почти не осталось предприятий, где используется труд инвалидов.
Объектом нашего исследования является процесс трудового воспитания умственно отсталых детей.
Предметом выступает коррекционная направленность трудового воспитания.
Цель нашего исследования – изучить особенности влияния трудового воспитания на развитие учащихся специальных школ VIII вида.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать работы отечественных специалистов по проблеме трудового воспитания умственно отсталых школьников.
2. Рассмотреть особенности трудового воспитания умственно отсталых детей в специальном (коррекционном)образовательном учреждении VIII вида.
3.Проанализировать методики психолого-педагогического обследования детей, поступающих в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида.
4. Определить влияние трудового воспитания на развитие личности детей с нарушениями умственно развития.
Практическая значимость заключается в подборе диагностического материала по исследованию влияния трудового воспитания на личность детей с нарушениями умственного развития и тех практических рекомендаций, которые направлены на развитие личности путем трудового воспитания.
Полезная информация:
Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при
решении арифметических задач разного вида
Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1), содержащую примеры формирования компетенций на разных этапах урока. Таблица 1 Примеры формирования ...
Методология использования тестовых заданий в
процессе изучения математики
В структуре проверки знаний на уроках математики тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, обобщающими, итоговыми. Так же в зависимости от используемого вида теста варьируются и временные рамки, но все же оптимальным временем для работы с тестом является 10-15 минут. Среди всего м ...
Развитие фонематической системы у дошкольников с ОНР
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженны ...