Ж. Руссо создал первую развёрнутую периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, и критерии периодизации были чисто умозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из философских, теоретических взглядов самого Руссо.
Естественное воспитание, описанное Ж.-Ж. Руссо в его произведении “Эмиль или о Воспитании”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Основываясь на характерных признаках, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Ж.-Ж. Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.
Первый период - от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период Руссо считал необходимым уделять физическому развитию ребенка.
Второй период - от 2 до 12 лет - необходимо посвятить сенсорному развитию детей. Это период Ж.-Ж. Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, он предлагал главным образом развивать его внешние чувства.
Третий период - от 12 до 15 лет - осуществляется целенаправленное обучение. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.
Четвертый период - от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж.-Ж. Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание, необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.
Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Я. А. Коменским. Впервые Ж.-Ж. Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.
Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или о воспитании”.
В первой книге «Эмиля .» Ж.-Ж. Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка!» - восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо был противником «изнеживания» детей. «Приучайте, - писал он, - детей к испытаниям . Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости».
Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Ж.-Ж. Руссо, «начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить».
С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Ж.-Ж. Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. «Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств . - писал он. - Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Во второй книге «Эмиля .» Ж.-Ж. Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.
Полезная информация:
Феноменальная память
Некоторые полагают, что сильная нервная система – залог хорошей памяти. Однако исследования Р. Трубниковой показали, что преимущества сильной нервной системы проявляются лишь при запоминании бессмысленной информации или коротких текстов. Если же тексты сложны и материал осмысленный, то довольно час ...
Профессиональные квалификации и образовательные цели
ПОО призвано служить подготовительной базой для занятости выпускников на рынке труда. На национальном уровне должен быть принят ряд решений общего плана, таких как: реформировать узкофункциональную систему подготовки в систему профессионального образования и обучения для более широкого спектра проф ...
Логико-дидактический анализ темы «Подобные треугольники
» по учебнику Атанасяна Л.С
Тема подобные треугольники в учебнике Атанасяна Л.С. вводиться в 8 классе и включает в себя четыре параграфа, каждый из которых делиться на пункты. §1. Определение подобных треугольников. §2. Признаки подобия треугольников. §3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. §4. соотнош ...