Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения.
В начале ребёнок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребёнка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребёнком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребёнка не просто как сознание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга.
Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.
По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В среднем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых.
Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ученик переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ученика в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Одно дело, когда человек, сталкивается с нравственным выбором, поступает согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо выполнить свой долг перед другими людьми. Если человек не совершает поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворенности собой, его «грызет совесть». Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
Традиционная педагогика, современная массовая педагогика основывается на трехмерности восприятия ребенка:
- наследственность;
- стихийная внешняя среда;
- особым образом организованная школьная среда.
Гуманная педагогика вводит в сферу образовательных пространств четвертое измерение—духовность как ведущий фактор эволюционного развития человечества. Такой подход обусловливает видение ребенка как совершеннейшего творения, венца живой природы.
Духовность образовательного пространства подразумевает открытую радостную творческую атмосферу.
Начинать прежде всего надо с себя: терпение, самокритичность, старание поставить себя на место ребенка, проявление доброжелательности, чувства юмора, меры и такта, и, конечно, сознательный отказ от любых форм насилия. Дети осознанно или неосознанно подстраиваются под ритм работы учителя, фактически копируя его поведение, и тем самым формируют устойчивые нормы своего поведения на уроках.
Как свидетельствует опыт педагогов, умение детей различать хорошее и плохое, сформированность убеждений зависит от:
1. авторитетности, личности и силы аргументов учителя;
2. количества аргументированных доводов, их повторений;
3. длительности интервалов между повторениями;
4. эмоциональной окраски учителя;
5. самостоятельного воспроизведения ребенком аргументов «за» и «против» в пользу того или иного поведения с объяснением причин своего выбора;
6. профилактики нарушений порядка в школе.
Школьника следует предупредить о позитивных и негативных последствиях того или иного поступка еще до момента его совершения. Ученик должен приучаться нести ответственность за свои действия, зная, что он уже достаточно «взрослый», чтобы понимать, к чему они приведут.
Полезная информация:
Японское воспитание
Словом «икудзи» японцы обозначают воспитание детей и методы, которыми они пользуются для наставления отпрысков на путь истинный, в полной мере отражают то своеобразие культуры, под влиянием которой эти методы сложились. Современная японская культура уходит корнями в традиционную сельскую общину, в ...
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
учащихся
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: • объяснительно-иллюстративные (инф ...
Общие сведения о технологии модульного обучения
В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий. К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ ...