Понятие «культура», «физическая культура»

Страница 2

Формирование личности имеет две существенные и взаимосвязанные стороны: внутреннюю и внешнюю.

Каждому человеку (независимо от возраста) очень важно осознавать себя всесторонне развитой личностью. Без этого невозможны высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, сохранение активной жизненной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала.

На современном научном уровне недостаточно рассматривать явления и процессы на основе механической системы (простой суммы составляющих компонентов), нужно рассматривать систему, как органическую, связанную с ее философским, культурологическим и психолого-педагогическим осмыслением.

С культурологических позиций воспитание личной физической культуры у школьника - это освоение ими общественных (материальных и духовных) ценностей физической культуры, то есть превращение их в личные ценности (Л.К. Круглова, 1995). Личная ценность - это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, мотивы и интересы личности.

Поэтому с психолого-педагогических позиций воспитание личной физической культуры у школьников представляется как воспитание у них потребностей, мотивов и интереса к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой как к социальному явлению в процессе перечисленных выше видов физкультурной деятельности. Это означает, что потребностно-мотивационная сфера является системообразующим фактором всех воспитательных воздействий (средств, методов, методик) и формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного (телесного) воспитания. Причем все виды воспитания должны осуществляться в единстве (в комплексе), так как личность представляет собой целостность и многомерность.

Таким образом, потребности, мотивы и интересы школьника к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой являются психологическим механизмом превращения общественных ценностей физической культуры в их личные ценности.

Педагогический процесс воспитания личной физической культуры у школьников как явление сложное и многофакторное, можно изучать и совершенствовать только опираясь на системную теорию, к которой может быть отнесена психологическая теория деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Согласно этой теории воспитательный эффект любой деятельности (в нашем случае - физкультурной) также прежде всего зависит от адекватной мотивации включенных в эту деятельность учащихся. Готовность личности к физкультурной деятельности, то есть к освоению ценностей физической культуры, зависит прежде всего от мотивационной подсистемы .

Для определения концептуального подхода к воспитанию личной физической культуры у учащейся молодежи необходимо вначале принять рабочие педагогические понятия: "личная физическая культура" и "воспитание личной физической культуры".

Исходя из основного методологического положения, заключающегося в том, что физкультурная деятельность является методологической и системообразующей основой воспитания личной физической культуры, мы в качестве рабочего понятия приняли следующее:

"Личная физическая культура - это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование школьником одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния".

Вместе с тем под личной физической культурой мы понимаем интеллектуальную и духовную сторону личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные установки в сфере физической культуры) и деятельностную сторону личности (систематическое, добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Основные положения организации свободного времени
Организуя своё свободное время, следует руководствоваться тремя основными положениями. Во-первых, должна быть направленность в освоении свободного времени. Каждый человек в определённые периоды своей жизни на первый план выдвигает те или иные устремления и желания, которые являются жизненными целям ...

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Роль общения и взаимодействия со взрослыми для развития личности ребенка
М.И. Лисина проводила исследования, которые показали, что общение с взрослым создает оптимальные условия для развития личности ребенка, его произвольности, самосознания, личностных качеств, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний, служит образцом пове ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru