Как показывает анализ, большинство обучаемых уже на ранних стадиях нахождения в вузе прекрасно осознают необходимость применения ЭВМ в своей профессиональной деятельности. Учебный процесс по своей сути все больше и больше приближается к производительному труду, а в идеале сливается с ним. Особенно этот эффект усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках ИТО, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе. Наиболее результативна в данном случае такая методика создания мотивации, при которой преподаватель обращается к формированию представления обучаемого о роли данного предмета в его будущей деятельности для успешного решения профессиональных задач. Основное внимание уделяется при этом не столько специальному подбору учебного материала, сколько правильному формированию позитивных ценностных ориентаций обучаемых по отношению к учению, к изучаемому предмету и к учебной работе в целом. Учитывая, что в юношеском возрасте интересы принимают направленный характер, а умственная деятельность характеризуется самостоятельностью мышления, применение ЭВМ как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию "со сдвигом на конечную цель", что в профессиональной подготовке особенно важно.
ИТО предусматривает обеспечение обучаемых четкой и адекватной информацией о продвижении в обучении, поддерживает их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию. Познавательный процесс находится под контролем самого обучаемого: он чувствует ответственность за собственное поведение, объясняет причины своего успеха не внешними факторами (легкость задачи, везение), а собственным старанием и усердием. Именно эта схема "неуспех–недостаточность усилий" является, по мнению психологов, наилучшей для сохранения и развития мотивации учения. ИТО могут оказывать решающее влияние и на формирование позитивного отношения к учению. Во многих обучающих программах реализуется принцип побуждения учащихся к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения дает ориентирующие указания, направляя тем самым действия обучаемых. Эффективная обучающая система в конечном счете обеспечивает исправление ошибки и позволяет довести решение задачи до конца. Благодаря этому устраняется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно неудачи в решении учебных задач.
Поддерживать стимулы к обучению можно, создавая ситуацию успеха в учении. Для этого при ИТО необходимо предусмотреть градацию учебного материала с учетом зоны ближайшего развития для групп учащихся с разной базовой подготовкой, разными навыками выполнения умственных операций и интеллектуальным развитием, т.е. необходимо наличие банка данных с задачами разной степени сложности, предусматривающей несколько методов и форм подачи одного и того же учебного материала в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых.
Следует отметить, что мотивация обучаемых к применению в образовательном процессе ИТО на протяжении всего периода нахождения их в вузе не только не снижается, но и возрастает от курса к курсу. Об этом свидетельствуют итоги анкетирования курсантов и слушателей Военного института правительственной связи, проведенного в рамках комплексной проверки одного из его факультетов. На просьбу указать какие проблемы в настоящее время оказывают наибольшее влияние на ваше военно-профессиональное становление респонденты выделили среди двадцати предложенных, как одну из наиболее значимых, - проблему освоения вычислительной техники и ее использования в процессе обучения. Ее приоритетность для курсантов разных годов обучения оказалась разной от 3,26 баллов у первокурсников до 6,6 баллов у респондентов четвертого года обучения.
Особое значение в создании положительной мотивации к применению ИТО играет возможность управления процессом познавательной деятельности. Каждый обучаемый при ИТО объективно ставится в условия, когда он не просто считывает информацию с компьютера, а предвосхищая в последующей деятельности контроль со стороны КОП, вынужден искать наиболее значимую ее часть. Это обстоятельство "запускает" в процесс поиска ответа на каждый вопрос элементы непроизвольной памяти, создает своего рода микропроблемную ситуацию.
Полезная информация:
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерп ...
Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов
воспитывающей деятельности
Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интег ...
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-ко ...