1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Упражнения по совершенствованию техники чтения
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.
К ним относятся:
артикуляционная гимнастика для губ ,языка;
пальчиковая гимнастика;
упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
упражнения в чётком произношении предложений.
2 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия.
В эту группу входят упражнения на:
восполнение пропусков слов в предложении;
двукратное произнесение каждого слова;
чтение пунктирно-написанных слов;
отделение слов от псевдослов.
3 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях.
К ним относятся:
дидактические тренажёры ”Вертушка”;
дидактические тренировочные средства;
упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога;
чтение строчек с прикрытой нижней половиной.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста.
К ним относится:
чтение строчек наоборот по буквам, словам;
поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
чтение только второй половины слов.
5 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.
Сюда входят:
упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
чтение слов с прикрытой верхней половиной;
работа с таблицами Шульте и Швайко;
чтение текста через слово.
6 группа. Упражнения, направленные на развитие внимания и памяти в процессе восприятия.
К ним относится:
чтение ”зашумлённых слов”;
наложенных друг на друга слов;
чтение перевёрнутого текста;
поиск в тексте заданных слов;
дидактические тренировочные игры.
7 группа. Упражнения, направленные на развитие скорости чтения при чтении вслух и про себя.
Сюда входит:
-чтение за диктором;
-чтение в парах;
-групповое чтение;
-чтение с отрывом взгляда от текста;
-чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
-жужжащее чтение;
-зрительные и слуховые диктанты;
-чтение текста с помехами;
-упражнения ”чтение-спринт”, ”чтение-разведка”.
Данные упражнения можно включать в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимание отдельных слов и предложений.
Упражнения предлагаются учащимся индивидуально, с учётом того, какой параметр слабо отработан у ребёнка-произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Упражнения выполняются индивидуально и коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения упражнений на уроках даю учащимся в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результаты заносят в специальные книжки.
Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности». Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Известно, что в настоящее время отмечается резкое падение интереса к чтению художественной литературы, что объясняется множеством причин, поэтому воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически образованного читателя − важнейшая задача, стоящая на современном этапе обучения на уроках литературы и словесности. Квалифицированный читатель - это человек, «который, читая книги, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и таким образом осознаёт действительную ценность других людей и себя самого».
Полезная информация:
Комсомольские
и пионерские организации
Стремление советского правительства воспитать политически благонадежное, преданное своей родине новое поколение нашло свое отражение в создании комсомольских и пионерских организаций. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые организовывали общественные мероприятия для ...
Классификация ключевых компетентностей
Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная цель к ...
Теоретические исследования по проблематике профильного обучения
Проблемы профильного обучения традиционно разрабатывались в советской педагогической науке в контексте проблемы дифференциации обучения и воспитания. На первом этапе, в 1920-е гг., разрабатывались аспекты не столько профильной, сколько уровневой дифференциации обучения, предполагающей определение & ...