Способом преодоления выделенных нами трудностей является педагогически организованная ведущая деятельность подросткового возраста.
Основная идея заключается в том, что для того, чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок получает возможность реализации своих потребностей, получит пробы успешного, осознанного, самостоятельного, творческого действия.
Специфика нашей работы заключалась в организации ведущей деятельности подростка, путем построения совместной деятельности детей и взрослых. Общей целью стало создание ситуаций проб, ситуаций самостоятельного совместного с другими действия, организация диалогового общения между детьми и взрослыми, рефлексивного разворота на себя и на свои действия, развитие эмоционального отношения детей к себе и другим, преодоление неуверенности в себе.
Требования к организации такой деятельности:
групповое целеобразование;
четкое распределение функций, задач, прав обязанностей и ответственности;
предоставление самостоятельности и авторства;
согласованность индивидуальных деятельностей в совместной;
групповое оценивание результата деятельности.
При организации такой деятельности, мы руководствовались следующими принципами совместной работы:
При планировании совместной деятельности советовались с детьми, охотно принимали всякое их предложение и т.п.
Поддерживали различные формы проявления самостоятельности и активности детей; привлекали детей к участию в регламентации собственного времени, собственной деятельности, самостоятельной установки режима дня и т.п.;
Выступали регулировщиками взаимоотношений межу детьми, сглаживали конфликты;
Оказывали поддержку каждому ребенку, помогали справиться с трудностями, указывая способы деятельности, способы преодоления трудностей, но не делая это за ребенка;
В процессе совместной деятельности задавали вопросы, (типа: «Что ты делаешь?», «Что ты хочешь делать с этой вещью?», «Как ты это собираешься делать?», «Что тебе для этого нужно?»), переводя, таким образом, действия ребенка в область сознательного;
Привлекали детей к обсуждению результатов деятельности, своих дефицитов, трудностей, своих успехов и достижений.
Таким образом, мы провели 5 основных коллективных творческих дела:
«Откуда я родом»;
«Я пришел к тебе на день рожденья»;
«Новогодний карнавал»;
«Наши защитники!» и «Наши милые дамы»;
«Этот день победы!».
При проведении первых мероприятий, было замечено, что желание выполнять значимую деятельность было практически у всех детей, но при этом дети «боялись» приниматься за дело: «У меня не получится!», «А вы мне поможете?». Причем, в большинстве случаев призыв о помощи означал: «Сделайте это за меня!».
Необходимо отметить, что детям очень сложно давался процесс самоорганизации. Большинство детей испытывали трудности при планировании, организации и контролировании своей деятельности. Многое из задуманного являлось лишь повторением основных компонентов режима учреждения. При выполнении работы дети редко доводили начатое дело до конца, им не хватало терпения и усидчивости. Были попытки перекладывания своей ответственности на другого ребенка или на взрослого. Свои неудачи дети связывали, прежде всего, с внешними факторами. Так, например, забыв выполнить задуманное, ребенок обвинял взрослого в том, что тот ему не напомнил об этом.
В процессе взаимодействия детей друг с другом наблюдалась повышенная агрессивность, отсутствие умения слушать друг друга, договариваться между собой. Дети перебивают друг друга, не могут пересказать того, что только что сказал другой ребенок. При коллективном чтении дети не усваивают прочитанную другим ребенком информацию. При коллективной работе часто ссорятся, не могут распределить обязанности, договориться.
Полезная информация:
Дидактические игры на уроках математики
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...
Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у
дошкольников
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто го ...
Понятие, факторы и причины детской агрессивности
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (с ...