Способы развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку

Образование и воспитание » Внеклассные занятия по русскому языку как средство развития познавательного интереса младших школьников » Способы развития познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку

Страница 1

Познавательный интерес-форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область - познавательная деятельность, в процессе, которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов на внеклассных занятиях по русскому языку, при формировании которого мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Выделяют три уровня развития познавательного интереса.

Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес «находится на поверхности» отдельных фактов.

Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами получения образования. На этой стадии учащиеся ещё не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.

Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.

Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес на внеклассных занятиях по русскому языку может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффективный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм).

Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определённым кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация на внеклассных занятиях преобладает, и ученик посещает такие занятия с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.

Локализация познавательного интереса может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеянны на внеклассных занятиях и на уроках тем более, часто отвлекаются. Интерес к внеклассным занятиям у них требует побуждений извне.

Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интересов. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами уроками.

Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с чётко локализованными познавательными интересами.

Не менее важным параметром интересов к познанию является осознанность. Осознание мотивов всегда связано с более сильным влиянием на его деятельность.

Познавательный интерес необходимо признать одним из значимых факторов внеурочной школьной деятельности, влияние которого неоспоримо как создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Модульное структурирование и организация учебных занятий по стереометрии
Рассмотрим более детально организацию и конструирование учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучения стереометрии с позиций теории модульного подхода. Известно, что хорошие результаты достигаются там, где процесс организован как целостная система. Помня о том, что процесс обучени ...

Функции стиля
Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и ...

Методика изучения величин углов в курсе геометрии средней школы
При изучении величин углов можно использовать следующую схему: Общий обзор углов – углы с общей вершиной – градусное измерение углов. В учебной методческой литературе угол определяется по разному: Угол есть фигура, образованная двумя лучами, выходящими из общей точки. Угол есть неопределенная часть ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru