Формирование познавательного интереса у младших школьников-одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности учащихся - важнейший показатель плодотворности внеклассных занятий по русскому языку.
Познавательная активность школьника, если она достаточно устойчива, характеризуется:
-поисковой направленностью во внеклассной деятельности;
-познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеучебной деятельности;
-эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности. Рассматривая вопрос об укреплении познавательного интереса во внеурочной деятельности, необходимо обратить внимание на то, каким колебаниям подвергается познавательный интерес учащихся на внеклассных занятиях, а именно по русскому языку. Его динамика в течение одного занятия различна. Приведём три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса.
Самой благополучной тенденцией движения познавательного интереса является его постепенное возрастание от начало внеклассного занятия до окончания. В течение первых пяти минут, на организационном этапе внеклассного занятия, познавательный интерес ещё мало заметен. В ходе осознания поставленной задачи, толчком к реализации которой является впечатляющая информация, исходящая от учителя, интерес начинает проявляться; поддерживается он на протяжении всего занятия многообразием самостоятельных работ, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения поставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от учителя, так и от учащихся. Уходя с таких внеклассных занятиях, школьники находятся под их впечатлением и на перемене.
Самым неблагополучным типом динамики интереса на внеклассном занятии является его «ниспадающий» характер. Высокое напряжение внимание в начале занятия связанно с ориентировкой учащихся в предлагаемых заданиях. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес-ожидание (вызовут-не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда вероятность вызова к ответу есть у каждого и когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к внеклассному занятию неуклонно падает. Это связанно со слабой подачей содержательной информацией и отсутствием необходимой стимуляции активности самих учащихся. Конец подобных внеклассных занятий обычно сопряжён со множеством отвлечений учащихся, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности. Такие внеклассные занятия наносят значительный урон процессу формирования познавательного интереса учащихся.
Третий тип движения познавательного интереса - его ступенчатая динамика, при которой отчётливо видны кульминации точки спада. Интерес здесь непостоянен, поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он скорее связан с совершаемым действием, определённым актом деятельности. Так, ученик бывает увлечён эффектным опытом, понравившейся ему задачей, но в другой предложенной задачи он не видит смысла, поэтому решает её по принуждению. Успех формирования познавательного интереса на таких внеклассных занятиях решают последние 10-15 минут. Если в течение этого времени линия развития внеурочной деятельности будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия этих минут будут незначительными. И наоборот, если эта линия будет возрастать, то интерес станет постепенно увеличиваться, результат будет иным. Данный тип динамики свидетельствует о недостаточной устойчивости познавательного интереса, неустойчивости внутренней мотивации.
Полезная информация:
Критическое мышление. Тренинг для учащихся
Развитие навыков критического мышления, наряду с основами компьютерных технологий и способностью к совместной деятельности, является ключевой целью в развитии выпускника школы. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Таксономия уровней познания Блума представляет собой модель, включаю ...
Соотношение горизонтальных и вертикальных связей содержания образования
В рамках учебного плана содержание отдельных предметов не является обособленным. Оно должно быть связано в последовательные структуры, приведенные в соответствие друг с другом и вместе образующие сбалансированную образовательную программу. Для создания такой программы должны обеспечиваться связи ме ...
Организация и методы исследования: педагогические,
функциональные, психологические, статистические
Степень тяжести заболевания больных варьирована от легкой до тяжелой. В работе использованы педагогические, функциональные, психологические, статистические методы. Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения двигательных возможностей больного и его зависимости от вспомогательных средс ...