Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в той, где обеспечивается развитие личностных качеств, ребенок рассматривается как общечеловеческая ценность, а личность ребенка и личность педагога являются главным мерилом наличия и развития гуманной образовательной системы.
Основными направлениями и ориентирами в работе педагога должны стать: установление и развитие межличностных контактов на уровне «учитель – ученик»; уважение самооценки личности ученика; вовлечение детей во все виды деятельности для выявления их способностей и качеств характера; создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программ обучения и воспитания.
Для успешного процесса обучения учитель, как правило, должен привлекать своих учеников к оформлению кабинета, учитывать индивидуальные пожелания и творческие предложения в изменении имиджа класса. Можно устроить голосование или провести творческий конкурс на тему: «Каким вы хотите видеть кабинет иностранного языка?».
Необходимо изучать и учитывать основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, так как именно темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения ребенка, его основных чертах. Вряд ли холерика устроит в кабинете иностранного языка тесное пространство, а меланхолика темные массивные шторы на окнах.
В отношении холерика учитель вырабатывает программу, в которой основное внимание обращается на требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.
Для сангвиника преподаватель планирует задания с учетом его интересов, привлекает к активной деятельности, поддерживает оптимистическое состояние духа. По отношению к ученикам с флегматическим темпераментом педагог не должен делать поспешных выводов, должен стараться направлять их действия во время выполнения задания.
Особое внимание следует обратить на меланхоликов. Для таких учащихся следует создавать условия, которые вызвали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих успешному процессу обучения.
В настоящее время у педагогов не вызывает сомнения целесообразность подхода к личности обучаемого как центральному звену учебного процесса. Такой подход предполагает дифференциацию обучения, при которой уточнение основных компонентов учебного процесса (содержания, организационных форм, средств обучения и др.) осуществляется прежде всего с учетом особенностей личности учащегося. И поэтому вопрос выявления этих особенностей (или признаков, как они называются в ряде психологических исследований) относятся к одним из самых главных.
В процессе дифференцированного обучения иностранному языку учитываются, как правило, следующие признаки учащихся:
а) обучаемость, которую определяет характер психических процессов (таких, как, память, восприятие, мышление и т.д.);
б) обученность, т.е. уровень знаний и умений;
в) работоспособность, трудолюбие, здоровье;
г) уровень познавательной самостоятельности и активности;
д) темп продвижения;
е) отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции и т.д.);
ж) характер волевого развития;
з) темперамент;
и) возраст и др.
Важным, однако, является не только вопрос, какие признаки учащихся необходимо учитывать, но и вопрос, как, каким способом выбирать данные признаки, ибо это предопределяет методическую позицию педагога и практическую реализацию дифференцированного подхода к преподаванию иностранного языка.
Классификация указанных способов выбора включает следующую градацию:
1) Выбор совокупных признаков. Под этими признаками понимается набор, непосредственно не связанных между собой особенностей учащихся. Чтобы пояснить это утверждение, можно привести несколько примеров таких наборов:
а) уровень языковых знаний и индивидуальные особенности обучаемых;
б) интеллектуальность и мотивация;
Полезная информация:
Непосредственная работа ВАШ СКГУ
Входе выполнения курсового проекта было проделан следующая работа; Мы отправляли материалы через электронную почту в школы нашего СКО. ДФШ сельские школы 311. Отправлено 152 школам, что состояло-49% ОФШ городские школы 35. Отправлены 35 школам, что состояло-100% Из 346 школ отправлено письмо только ...
Сущность, классификация и направления
педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...
Понятие о памяти и её физиологических механизмах
На протяжении тысячелетий философы и литераторы интуитивно чувствовали, что память о прошлом – центр душевной жизни человека. Памяти придавалось мистическое значение. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и иск ...