в) общеобразовательный уровень, уровень языковых знаний, мотивации и эмоциональные особенности;
г) психологическая комфортность в учебной группе и стремление использовать любую возможность для говорения на изучаемом языке;
д) возраст, пол, когнитивные стили и мотивации.
2) Выбор интегральных признаков. В качестве таковых выступают когнитивные типы (или стили учебной деятельности) учащихся. Как утверждают психологи, существуют два когнитивных типа обучаемых:
а) поленезависимые люди, которые легко освобождаются от поля, или фона, окружающего какую-либо фигуру, восприятие которых носит целостный характер;
б) полезависимые люди, с трудом отделяющие фигуру от фона, обладающие дробным восприятием.
Считается, что такому делению аналогично по своей методической сути рассматриваемое в нейролингвистических исследованиях разграничение роли правого и левого полушарий мозга в изучении иностранного языка. При этом разграничении отличаются следующие характерные особенности учащихся: с доминированием правого полушария – зрительная и слуховая память, решение интуитивных задач, освоение оценочных, переносных значений лексических единиц и т.д.; с доминированием левого полушария – вербальная память, решение логических задач, освоение буквальных, прямых значений лексических единиц и т.д.
3) Выбор комплексных признаков. Эти признаки связаны с психологической структурой личности, под которой обычно понимают устойчивый набор (комплекс) систематизированных психологических качеств (свойств) обучаемого.
4) Выбор иерархических признаков. В качестве указанных признаков предлагается рассматривать иерархию социально-педагогических, социально-психологических и биологических признаков учащихся. Поскольку иерархические признаки являются нашим дополнением к существующей градации выбора свойств учащихся, следует рассмотреть эти признаки более подробно.
Представители социальной теории, опираясь на работы Б. Скинера и других ученых, считают важным в развитии человека только влияние социальной среды. Сторонники биологической теории, идеи которой восходят к работам Ж.Пиаже, полагают что развитие человека предопределено врожденными задатками, наследственностью, природными особенностями нервной системы. Однако, по нашему мнению, именно сочетание социальных, психологических и других особенностей обучаемого определяет успех в овладении иностранным языком.
Последовательное рассмотрение социально-педагогических, социально-психологических, индивидуально-психологических и биологических признаков учащихся позволяет, как мы думаем, проводить поэтапную дифференциацию обучения иностранному языку. Это значит, что преподаватель получает возможность учитывать признаки учащихся постепенно – сначала наиболее общие свойства (тип обучаемых, их профессиональную ориентацию, национальность и др.), а затем наиболее частные свойства (индивидуальные особенности интересов обучаемых, специфические характеристики их памяти; мышления и др.).
Мы считаем, что именно выбор иерархических признаков является достаточно обоснованным теоретически в силу полноты охвата свойств обучаемого и их системного представления. А главное, выбор иерархических признаков оказывается достаточно легко реализуемым на практике, ибо, как уже говорилось, он позволяет постепенно, поэтапно учитывать признаки обучаемых.
5) Выбор отдельных признаков. Примером такого выбора могут служить интеллектуальные тесты, занимающие существенное место в зарубежной педагогике. С помощью этих тестов определяют, как правило, коэффициент умственного развития и проводят соответствующие разделение учащихся. Подобные тесты при разумном их применении приносят определенную пользу. Иногда при дифференцированном обучении иностранному языку учету подлежат и такие отдельные признаки учащихся, как возрастной фактор, интересы обучаемых, мотивация, установки, образ «я» и др.
Полезная информация:
Особенности формирования письменной речи у детей с
нарушением слуха
Условия формирования речи у глухого ребенка иные, чем у слышащего; это существенным образом сказывается на всем ходе развития речи глухих детей. Если ребенок лишен слуха, то речевое общение являющееся обязательным условием развития слышащего ребенка, у него своевременно не возникает и не может оказ ...
Требования к организации среды, способствующей формированию психологической
готовности к переходу в среднее звено обучения
В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать так ...
Физическое воспитание как условие сохранения
психофизического и социального здоровья детей
Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спор ...