Практическое применение дидактических игр

Страница 6

То, что игра свободна от неприятных последствий, чрезвычайно важно для успешного овладения знаниями каждым ребенком. Этот прием включения детей в игру на правах учеников или помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.

Желательно, чтобы в играх были достаточно активны как девочки, так и мальчики. Иногда наблюдаются случаи, когда мальчики не включаются в игру, характерную для девочек, считая роли “не мужскими”. Это видно из примера игры в “Ателье”, развернувшейся в подготовительной к школе группе.

Девочки, организовав игру, приглашают мальчиков поработать закройщиками, но получают отказ. Через некоторое время в ателье потребовалось привезти необходимое оборудование. Заведующий спрашивает: “А кто у нас будет шоферами? Кто поведет машины?” Тут мальчики проявили активность и с удовольствием включились в игру. Но, выполнив это одноразовое поручение, они вышли из игры.

Как привлечь мальчиков к этой игре? Как заинтересовать их ролями закройщиков или портных, т.е. ролями, предполагающими использование действий счета и измерения? С этой целью воспитатель после первой экскурсии проводит вторую экскурсию в швейную мастерскую, где закройщиками и портными работают мужчины. Сюрпризом для ребят оказалась встреча с лучшим закройщиком швейной мастерской (его фотографию дети видели на Доске почета), который ярко и увлекательно рассказал о своей профессии, стараясь раскрыть ее значимость и важность, показал, как быстро и точно можно снять мерку и измерить ткань, подарил мальчикам настоящий метр. Потом прочитал стихотворение С. Михалкова “Заяц-портной”:

Серый заяц под сосной Срок прошел, пришел медведь, Объявил, что он портной . А штаны нельзя надеть .

На вопрос мастера, почему так получилось, мальчики наперебой объясняли причину неудачи зайца. После экскурсии педагог вместе с ребятами оформил выставку морской одежды (китель и фуражка для капитана, матросский бушлат, тельняшка, бескозырка и т.д.), которая доставила всем много радости.

Проведенная дополнительная работа, и особенно встреча с закройщиком, вызвала оживленные разговоры. Мальчики с удовольствием пересказывали интересные случаи, которые слышали от мастера, вспоминали, как он быстро и ловко кроил ткань, и у них возникло желание попробовать свои силы в роли закройщиков и портных. Заказ — сшить матросские шапочки для членов команды теплохода “Смелый” послужил поводом для развертывания длительной игры в “Ателье”, в которой роли заведующего ателье, закройщиков и портных выполняли мальчики.

Использование воспитателем разнообразных приемов дает возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу. Однако надо помнить, что наличие у воспитателя модели возможной игры не приводит к инсценированию заранее заготовленного сюжета. Ребята обычно проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Но если дети будут опускать ситуации, в которых нужно применять счет и измерение, то воспитатель через роль должен натолкнуть играющих на их обыгрывание, используя разные приемы.

Так, можно использовать прием подведения итогов игры. Например, все доярки после работы собираются в красном уголке, и заведующий фермой (или бригадир) проводит собрание по итогам работы дня (игра в “Молочную ферму”), на мебельной фабрике организуется выставка разнообразной мебели с указанием авторов ее изготовления, а экскурсанты оценивают качество их работы (игра в “Мебельную фабрику”) и т.д.

В подобных ситуациях воспитатель имеет возможность разобрать некоторые моменты игры, предложить для обыгрывания различные события, создавая тем самым перспективу дальнейших действий. В то же время при повторении эпизодов дети могут еще раз осмыслить проигранное, еще раз пережить общую радость.

Третий этап

На этом этапе характерно развертывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю? Позиция воспитателя в игре, естественно, изменяется. Его роль сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Комплекс занятий по освоению детьми среднего дошкольного возраста процесса мытья посуды
Занятие 1. Наблюдение мытья посуды за помощником воспитателя. Программное содержание. 1.Формировать знания о процессе мытья посуды. Вычислить цель и общественную значимость труда (посуду моют для того, чтобы дети были здоровы и им было приятно есть); подготовительный (засучила рукава; надела фартук ...

Взаимосвязь нравственного и физического воспитания
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу ...

Использование готовых видеофрагментов
Особенность кинематографа заключается в том, что зритель видит действие с разных точек, в различной крупности и во всевозможных ракурсах. Достигается это монтажным соединением в наиболее целесообразной последовательности большого числа видеокадров, снятых с разных точек и разными планами: общими, с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru