Как это сделать? Какие методы и приемы может использовать воспитатель для вовлечения детей в игру и выполнения ролей, предполагающих использование математических представлений? Прежде всего — хорошо известные ему приемы руководства игрой. Остановимся на приемах, которые оказываются наиболее эффективными на первом этапе развития сюжетно-дидактической игры.
Женя — тихий, спокойный мальчик, редко вступает в контакт с другими ребятами, кроме Коли. Предпочитает играть индивидуально. Любимая игрушка — машина. Особого интереса к занятиям по математике не проявляет, пассивен. Чтобы вовлечь его в общую игру “Магазин” и заинтересовать действиями счета, заведующий магазином (воспитатель) обращается к нему с просьбой подготовить машины к рейсу, отремонтировать некоторые из них. Мальчик с удовольствием занялся любимой работой: чистит машины, проверяет колеса, мотор и т.д. Похвалив механика за хорошую работу, заведующий магазином спрашивает его: “Сколько всего машин в гараже? Сколько машин отремонтировано? Сколько машин можно отправить в рейс?” Эти вопросы ставят ребенка перед необходимостью не только сосчитать игрушки, но и выразить словом результат счета. Прежде чем ответить, он дважды пересчитывает машины, а затем выделяет 3 машины для шоферов.
На другой день заведующий магазином приглашает Женю поработать шофером и просит привезти продукты, обозначенные в путевке. Теперь мальчик пересчитывает условные знаки (кружки, палочки) на путевке, различные предметы (конфеты, овощи, фрукты и др.) на складе, привозит их в магазин и сдает директору соответственно путевке.
Так воспитатель, действуя через роль, намеренно обеспечивает мальчику успех, предлагая для решения посильные задачи, подсказывая последовательность действий. В следующий раз он в коллективе играющих подчеркивает важные функции, которые Женя выполнял в общей игре. Это способствует появлению уверенности, он становится смелее и активнее. Сверстники все чаще начинают приглашать мальчика в игру, и тот охотно в нее включается. Сначала он выполняет роль шофера или рабочего магазина и лишь позже, с приобретением опыта, помощника продавца, а затем продавца.
Воспитателю следует учитывать тот факт, что детям требуется разное количество повторений деятельности: одним достаточно принять участие в игре 1—2 раза, другим —3—4 и более раз, прежде чем они овладеют действиями счета и измерения.
В ходе развертывания игры ярко обнаруживаются различия в умении детей играть и входить в коллектив играющих сверстников. Одни дети оказываются активными в выборе игры, в развитии ее сюжета, отличаются общительностью, умением организовывать игру и заинтересовывать ею других. Но нередко бывают дети неуверенные в себе, застенчивые, замкнутые. Они или совсем не принимают участие в коллективной игре, или включаются в нее на короткое время, предпочитая индивидуальные игры.
Бережно относясь к индивидуальным играм, воспитатель должен вызвать у таких детей интерес к коллективной игре, желание играть сообща и развивать их игровую активность. По отношению к этим ребятам он также может использовать самые разнообразные приемы. Например, сообщать дополнительные знания о той или иной деятельности взрослых, напоминать о виденном на экскурсии, привлекать к наблюдению за игрой других детей и т. д., учитывая при этом интересы ребенка (с какими игрушками любит играть, что его интересует и т.д. ).
Так, чтобы помочь Сереже войти в коллектив играющих, дать возможность почувствовать себя причастным к игре, воспитатель привлекает его к изготовлению новых, обогащающих сюжет, атрибутов и в связи с этим проводит с ним беседу о том, как бы он выполнил ту или иную роль в данной игре. Поощрение ребенка за изготовленный атрибут в присутствии других детей и предложение соответствующей ему роли способствовало постепенному вхождению мальчика в коллективную игру. Для поддержания интереса к игре, развития у детей активности и инициативы, уверенности в своих силах воспитатель может прибегнуть к оценке игры: как ее содержания (обращая при этом внимание на выполнение игровых действий и правил, включающих счет и измерение), так и взаимоотношений играющих.
Полезная информация:
Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у
младших школьников
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие че ...
Урок как форма
организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...
Роль и место параметрических уравнений и неравенств в
формировании исследовательских умений учащихся
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...