Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов, а также оценка эффективности реализации педагогами программ подготовки к самостоятельной жизни воспитанников предполагает учет следующих критериев:
адекватное профессиональное самоопределение учащегося;
реальная временная составляющая жизненных планов;
готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;
соответствие ценностных установок учащихся моральным нормам и требованиям общества;
использование личного опыта в изменяющихся условиях.
Содержание комплексной программы подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни (формирование навыков социальной компетенции у старшеклассников)
Направление работы |
Цели |
Задачи |
Содержание и формы работы |
Ожидаемый результат |
Развитие социальных и практических навыков у учащихся |
Содействие социализации и адаптации учащихся с нарушением интеллекта |
1. Формирование представлений о будущем ( о самостоятельной жизни, жизнеустройстве после школы) у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями; 2. Информирование учащихся о деятельности городских социальных учреждений и служб. 3. Формирование представлений о доступных видах труда. 4. Развитие навыков самообслуживания, (ремонтных работ, ведения домашнего хозяйства) у учащихся. |
1. Воспитательная работа по тематике: «Основы социализации» 2. Реализация занятий в рамках психологического практикума для учащихся старших классов 3. Тренинговые и развивающие занятия для учащихся 4. Организация досуговых мероприятий. 5. Общественно полезный труд 6. Организация экскурсий для учащихся 7. Производственная практика 8. Консультации для родителей, педагогов, старшеклассников. 9. Индивидуальные консультации специалистов службы для учащихся по возникающим проблемам. 10. Организация трудовых десантов 11. Специально организованные социально ориентированные занятия с учащимися класса педагогической поддержки в рамках программы (9 кл.) 12. Активное включение учащихся в хозяйственные мероприятия в рамках школы. 13. Консультации по вопросам семьи. |
Сформированность социальных и практических навыков у учащихся |
Обеспечение продуктивности контактов учащихся |
Содействие развитию коммуникативных навыков у учащихся |
1.Формирование представлений о правовых нормах современного общества 2. Расширение сферы социальных контактов (общение на предприятии и в др. микросреде) 3. Обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях. |
1.Реализация занятий в рамках психологического практикума и программы социальной ориентировки для учащихся старших классов 2. Тренинговые и развивающие занятия для учащихся 3. Воспитательная работа по тематике: «Я среди людей» 4. Организация занятий детей в секциях, клубах, студиях 5. Консультации для учащихся по возникающим проблемам. 6. Консультации для педагогов и родителей по вопросам взаимодействия с учащимися |
Расширение опыта социального общения учащихся, позитивные изменения в коммуникативной сфере учащихся |
Профориентационная работа |
Содействие адекватному трудовому самоопределению учащихся старших классов на основе профориентации. |
1.Содействие профессиональной адаптации учащихся старших классов 2. Содействие формированию у учащихся точных представлений о своих трудовых возможностях 3. Развитие способности выбора вида трудовой деятельности в будущем 4. Содействие ориентации в мире профессий с учетом возможностей учащихся. ( возможности трудоустройства и самообеспечения учащихся с интел. наруш.) 5. Содействие трудоустройству учащихся выпускных классов. 6. Социологич. анализ вопросов трудоустройства бывших выпускников, причин сменяемости их трудовой деятельности. |
1. Профессиональная консультация 2. Мероприятия по проф. просвещению. 3. Классные часы 4. Производственная практика 5. Реализация занятий в рамках психологического практикума для учащихся старших классов 6. Консультации для родителей, педагогов, старшеклассников. 7. Воспитательная работа по тематике: «Я и моё будущее» 8. Школьные праздники (с пропагандой профилей трудового обучения школы); 9. Обзорные и тематические экскурсии на производство и т. д. |
адекватное трудовое самоопределение учащихся старших классов на основе существующих видов труда. |
Полезная информация:
Командно - игровая деятельность
Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит: от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закре ...
Полевые наблюдений
Сбор информации в ходе полевых исследований требует затрат времени на обучение производству наблюдений и выяснение распределения явлений, наблюдаемых в поле. И то, и другое необходимо при изучении таких переменных, как характеристики погоды, растительного покрова, геоморфологических процессов (речн ...
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по кол ...