Целью формирующего эксперимента являлась разработка системы работы, позволяющая эффективно решать задачи формирования наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью.
Для решения выдвинутой цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи формирования наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью;
2. Провести анализ деятельности воспитателей и педагогов в целях повышения эффективности работы по формированию наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью;
3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по проведению индивидуально-коррекционной работы по формированию наглядно-образного мышления учащихся с легкой умственной отсталостью.
В ходе исследования выяснилось, что уровень наглядно-образного мышления детей, как экспериментальной, так и контрольной групп после коррекционно-развивающей работы повысился. Хочется отметить, что дети ответственно отнеслись к выполнению задания и очень старались выполнить их правильно. Некоторые дети экспериментальной и контрольной групп, показавшие во время контрольного эксперимента низкий уровень развития наглядно-образного мышления, стали допускать меньше ошибок во время работы, более внимательно слушать указания педагогов.
В ходе контрольного эксперимента у детей экспериментальной группы снизился низкий уровень развития наглядно-образного мышления, улучшился и появился высокий уровень развития наглядно-образного мышления. А у детей контрольной группы снизился показатель низкого уровня развития наглядно-образного мышления; повысился средний уровень развития и появился высокий уровень развития наглядно-образного мышления.
Итак, исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что специально организованная коррекционно-развивающая работа положительно повлияла на развитие наглядно-образного мышления учащихся с легкой степенью отсталости экспериментальной группы.
Рекомендации педагогам в работе с учащимися с легкой умственной отсталостью
В результате выполнения данной работы, а в особенности ее практической части, был приобретен опыт и сделаны выводы относительно темы исследования данной работы. На основе полученных результатов и приобретенного опыта, а также с учетом работ видных психологов и педагогов, нами были разработаны следующие рекомендации, адресованные педагогам и психологам, работающим с умственно отсталыми детьми.
Принципиально значимыми для организации процесса развития мышления у детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью, явились следующие положения:
- Мышление является психологическим новообразованием дошкольного возраста;
- В основе наглядно-образного мышления лежит ориентировочно-исследовательская деятельность;
- Универсальными инструментами мышления являются: действия моделирования, схематизации, замещения и символизации «искусственных» замещающих систем;
- Образные и словесные обобщения у ребенка развиваются параллельно;
- Педагогическая работа с детьми с легкой умственной отсталостью имеет коррекционную направленность;
Коррекционно-педагогическая работа по развитию мышления у детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью должна опираться на следующие педагогические принципы:
Принцип системного подхода. Предполагает учет в коррекционной работе с такими детьми сложной структуры нарушения, которая характеризуется не только отставанием в умственном развитии, но и отклонениями в развитии познавательных процессов и регуляторных функций, снижением мотивации речевой и других видов деятельности. Эти нарушения во многом затрудняют полноценное психическое развитие ребенка, снижают степень эффективности коррекционной работы.
Онтогенетический принцип. Коррекционная работа по развитию мышления должна строиться с учетом основных закономерностей развития этой формы мышления в процессе онтогенеза. В соответствии с этим принципом мышление логически вытекает из наглядно-действенной формы и подготавливает переход к словесно-логической форме.
Методические рекомендация по комплексному сопровождению учащихся с легкой степенью отсталости
Комплексное сопровождение учащегося с отклонениями в развитии предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (учителей трудового обучения, родителей, социального педагога, психолога, дефектолога и других заинтересованных лиц) на всех этапах обучения.
Содержание комплексной программы сопровождения учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой подготовки на различных этапах обучения
Направления работы |
Цели |
Задачи |
Содержание и формы работы |
Ожидаемый результат |
1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности |
Определение уровня возможностей ребенка в процессе трудовой подготовки |
1. Определение уровня усвоения учащимися теоретического и практического материала по трудовому обучению 2. Составление прогноза трудового обучения ребенка 3. Определение ограничений в процессе трудовой подготовки ребенка 4. Содействие формированию представлений о |
1. Диагностическая. работа всех специалистов службы сопровождения. 2. ППН за учащимися в процессе труд. подготовки. 3. Заполнение карт по трудовому обучению (учителя труд. обучения) 4. Организация и проведение ПМПК по вопросам трудовой подготовки учащихся (5, 9, 10 кл) 6. Ведение дневников наблюдений за учащимися 7.подготовительная профконсультация. 8. консультации специалистов службы с родителями и педагогами. |
Формирование точных представлений о возможностях ребенка. |
2.Определение образовательных маршрутов учащихся (видов трудовой подготовки) |
Формирование групп учащихся по трудовой подготовке. |
1. Изучение трудовых намерений учащихся 2. Определение соответствия возможностей ребенка выбранному профилю труда 3.Сопровождение учащихся специалистами службы; изменение, в случае необходимости, образоват. маршрута ребенка. 4. Знакомство учащихся с различными видами труда. |
1.Анкетирование учащихся 2. Анализ диагностических данных (результатов ППН, карт трудового обучения, медицинских данных) 3. Консультации с учителями трудового обучения и родителями. 4. Организация и проведение ПМП консилиума. 5. профессиональная консультация 6. Классные часы («Кем быть», «Твоя профессия»,, «Кем работает моя мама?», «Что я знаю о профессии моих родителей?») |
Формирование комплектов классов по трудовой подготовке |
3.Формирование у учащихся трудовых навыков по выбранному профилю трудовой подготовки. |
Обучение ребенка по выбранному трудовому профилю |
1. Создание образовательной среды с учетом ресурсных возможностей и индивидидуальных-психологических особенностей ребенка 2. Установления адекватного уровня требований к ребенку в процессе трудовой подготовки. 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута, 4. Углубление знаний и умений учащихся по трудовому профилю |
1. Обучение по трудовым профилям 2. Производственная практика 3. Консультации специалистов службы сопровождения для родителей и учащихся 4. Содействие учащимся в трудоустройстве. 5. Общественно полезный труд 6. Воспитательная работа по тематике: «Когда Я стану взрослым», «Разговор о школьных профессиях» 7. Школьные праздники (с пропагандой профилей трудового обучения школы); 8. Анализ процесса трудовой подготовки. |
Приобретение учащимися умений и навыков по выбранному трудовому профилю |
4.Обеспечение грамотности выбора сферы трудовой деятельности |
Формирование представлений у учащихся о доступных видах труда, о рынке труда в городе (самообеспечении, жизнеобеспечении) |
1. формирование у учащихся представлений о собственных возможностях и способностях. 2. Содействие становлению жизненной перспективы учащихся. 3. Развитие социальных навыков у учащихся. |
1. Профориентационная работа (анализ рынка труда) 2. Экскурсии на предприятия 3. Воспитательная работа по тематике: «Я и моё будущее» 4. Тренинговые занятия с учащимися 5. Анализ трудовой и учебной деятельности старшеклассников (успехов и неуспехов) 6. Индивидуальные консультации для участников образоват. процесса. 7.Обзорные и тематические экскурсии на производство, учреждения службы быта, магазины и т.д.; 8. Встречи с представителями различных профессий, выпускниками. 9. Уточняющая профконсультация |
Сформированность представлений у учащихся о доступных видах труда |
Полезная информация:
Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: "времена года" - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминир ...
Место художественной литературы на уроке истории и принципы
ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопред ...
Принцип научности
Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в н ...