г) Объем содержания, его плотность в пределах одного урока должны быть оптимально определены учителем с учетом комплексного использования всех принципов обучения.
д) Содержательная сторона охватывает, согласно современному "методическому стандарту" эффективность обучения, то есть степень достижения обязательного уровня знаний учащихся.
3. Организационно-методическая сторона, как составляющая урока определяется методами способами, приемами и формами, которые способствуют усвоению учащимися всех перечисленных выше элементов содержания образования, воплощающих триединую цель педагогического процесса (т.е. обучение, развитие и воспитание).
Имеется ряд требований, также и к организационно-методической стороне современного урока, перечисление которых позволит нам восполнить характеристику урока с дидактической стороны.
а) Организационно-методическая сторона урока должна строго соотноситься с его целевой и содержательной сторонами.
б) разработка и осуществление организационно-методической стороны урока должны быть направлены на максимальное выявление в процессе урока закономерностей педагогического процесса.
в) В педагогическом процессе обязательно должно быть наличие мотивации учения.
г) Организационно-методическая сторона урока заключается "в обязательности проблемного подхода и его органического единства с "непроблемными подходами", которые развивают познавательную активность учащихся.
д) Весь организационно-методический арсенал: методы, способы, приемы, формы обучения и развития должны отвечать потребностям ребят в самостоятельном мышлении, самовыражении, самоутверждении, успехе, общении.
е) Учитель обязан направлять свои организационно-методические усилия на исключение из обихода урока создаваемых учебных ситуаций, с которыми ученики никогда не встречаются в жизни, необходимо погружать учащихся в реальный окружающий мир, для совершения жизненно значимых действий.
Учитель, овладевший разнообразными приемами развития активности учащихся, в известном смысле, может претендовать на преодоление трудностей, связанных с развитием познавательной деятельности своих учеников.
В методике обучения иностранным языкам принято делить способы развития активности учащихся на две основные группы: активизация познавательной деятельности учащихся и активизация лингвистического поведения учащихся на уроке. Фактически на каждом уроке иностранного языка учитель пользуется приемами, как первой, так и второй группы вышеназванных особенностей организации познавательной активности учащихся.
Рассмотрим ряд особенностей активизации познавательной активности учащихся – старшего подросткового возраста.
Прежде всего, учащиеся должны воспринимать значимость каждого шага в учебных упражнениях для развития их познавательной активности и способности к использованию иноязычной речи. С этой целью предлагается следующая последовательность работы над текстом учебника.
1) Читая текст из учебника, учащийся должен знать, что ему предстоит его пересказ и психологически он должен осознать предстоящее.
Грамматические формы и лексические сочетания, трудные для воспроизведения и передачи опосредованным способом необходимо анализировать таким образом, чтобы выделялись элементы, которые будут включены в предстоящий пересказ.
Например, для учащихся мог звучать в анализе оборот речи: Не had done his work by the time we came; или to be held; about a meeting и т.д.
Анализируя эти и другие элементы учитель снимает определенные трудности для учащихся и создает стимул активности для следующего урока.
2) Пользуясь списком обязательных для предстоящего пересказа элементов, на следующем уроке учащиеся выполняют перевод предложений с родного на английский язык.
Методический прием достигает эффекта, если ключевые слова будут записаны на доске, а учитель зачитывает предложения на родном языке, если элементы текста, полностью воспроизводимые учащимися в пересказе были усвоены на предыдущем уроке и при домашней подготовке, то успех можно считать достигнутым.
3) развитие устноречевых навыков необходимо осуществлять на базе подготовительных упражнений. Темп репродуктивной работы обеспечивает интерес, и внимание учащихся подготавливает их к предстоящему циклу работы над очередным текстом. Развитию познавательной активности способствуют также упражнения, построенным на материале внутриязыковых соотношений. Например, сочетание at the station присоединяется в памяти ученика к ряду однородных сочетаний: at school; at the Sectary; at home и т.д.
Далее, выполняются упражнения по преодолению трудностей в английской речи при употреблении учащимися форм Past indefinite и present perfect, даже тогда, когда ими усвоены соответствующие правила. В этой связи целесообразно проводить работу по соотнесению ситуаций с исходным образцом. Например, I have played tennis, yesterday (this week), I played tennis yesterday (this week).
Полезная информация:
Требования к объектам труда при металлообработке
При изучении раздела "Обработка металла" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения: Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция). Беседа. Самостоятельная работа учащихся с литературой. Телевидение, звукозапись. Наглядные метод ...
Интеграция учебных дисциплин как условие подготовки школьников к выбору
профиля обучения
Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознании взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическо ...
«Аппликация» в программе дошкольного образования «Пралеска»
Программа "Пралеска"- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей. Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ...