Таким образом, первым направлением развития мышления учащихся на уроках иностранного языка следует считать активное использование специальных учебных задач, содержащих элементы проблемности, связанных со смысловым содержанием процесса общения.
Вторым направлением развития интеллектуальной (познавательной) активности учащихся является организация целесообразных коммуникативных приемов, с помощью которых учитель обращает внимание учащихся на особенности употребления слов и словосочетаний, приемов при обучении говорить, понимать речь собеседника или содержание прочитанного текста. Это направление не только развивает мышление учащихся, но и создает условия для формирования способностей к изучению иностранных языков в целом.
Изучение иностранного языка выступает как возможный путь к осознанию и уточнению житейских понятий, совершенствованию самого языкового материала мышления и способа его использования. И на родном языке одна и та же мысль может быть обличена в разную словесную форму и приобретать разные оттенки значения. Однако в этом случае человек не задумываясь, как бы автоматически подбирает наиболее подходящие слова и выражения. Другое дело - речевая деятельность на иностранном языке. В процессе овладения иностранным языком создаются условия для осознания тончайших семантических оттенков, как иноязычных слов, так и слов родного языка. Семантика близких по значению слов в разных языках совпадает не полностью, и сравнение этих слов является источником осознания, и уточнения средств выражения мысли.
Кроме этого, изучение иностранного языка это стимул к наблюдению над языком вообще.
"Изучение иностранного языка является наблюдением над мышлением, заставляя человека останавливаться на потоке своей речи, а следовательно, и мышления, заставляя членить его на части, вдумываться в соотношение этих частей, сравнивать их друг с другом и углублять этим их понимание".
Третьим направлением развития мышления учащихся на уроках иностранного языка является опора на принцип коммуникативности. Данный принцип предполагает моделирование в процессе естественного речевого общения.
С точки зрения психологии это означает создание на уроке ситуаций обмена мыслями с учетом интересов жизненного опыта, индивидуальных особенностей учащихся. Ребенок всегда охотнее мыслит и говорит о том, что его привлекает, является для него значимым. Учет интересов учащихся в процессе обучения иностранному языку позволяет создавать для каждого из школьников условия, стимулирующие его мыслительную деятельность.
Таким образом, развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка достигает с помощью:
1) специфических проблемных ситуаций;
2) анализа языковой формы сопоставления особенностей выражения мысли на родном и иностранном языках, проводимого в ходе обучения общению;
3) реализации принципа коммуникативности на уроке.
При всем этом учитель должен вовремя вмешаться в ход решения учебной задачи, подсказать учащимся нужные детали коммуникации, если необходимо конкретизировать задачу. Важно найти такую меру руководства, которая позволила бы, не подменяя самостоятельного мышления учащихся, направлять его в нужное русло.
1. Важнейшим условием повышения познавательной и речевой активности школьников является постановка перед ними коммуникативных задач, способы выполнения которых им заранее неизвестны.
2. Коммуникативные задачи для учащихся должны обладать исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск результатов задания и способа его выполнения, преодолевая определенные трудности.
3. Главным показателем вступления ученика в новый период возрастного развития является сменой той деятельности, в ходе которой осуществляется его психическое развитие, появляются психические новообразования.
4. Учебную деятельность учащихся на среднем этапе при обучении иностранному языку можно представить как период решения перцептивно-мыслительных и формально-грамматических задач.
5. Установка на самостоятельное мышление приводит учащихся к качественно новому уровню развития познавательной активности учащихся.
6. Развивающим является такое обучение в процессе овладения иностранным языком, которая предполагает и всемерное развитие мышления, памяти воображения и других познавательных психических процессов гармонического развития.
Полезная информация:
Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...
Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности
младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...
Методы обучения психологии
Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования о ...