Важно подчеркнуть работу учителя по развитию интеллектуальных качеств учащихся, ибо эти качества способствуют легкому и быстрому достижению успеха в учебной деятельности.
Поскольку способности являются индивидуальными особенностями обучаемых, возникает необходимость в индивидуальной работе учителя с учащимися. В этом заключается гуманизация обучения как проявление внимания школы к личности ученика.
Индивидуализация обучения, как один из аспектов гуманизации рассматривается в качестве специально организованного педагогического воздействия на учащихся. Индивидуальная работа учителя с учеником в целях развития его познавательной активности в процессе овладения иностранным языком предполагает учет индивидуальных особенностей, который ведет к развитию этих особенностей. Это единственное средство актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Эта мера ведет к мобилизации резервов психического развития ученика. По отношению к способностям индивидуальная работа учителя иностранного языка с учащимися направлена на решение двух задач: 1) учета способностей имеющихся у ученика и 2) развитие этих способностей, если они недостаточны.
Наблюдение за работой школы показывают, что, несмотря на отсутствие официального управления, индивидуальной работой учащихся по иностранному языку со стороны учебников и программ все же учителя в какой-то мере проводят определенную работу в этом направлении. Данная работа осуществляется в школе в основном со стороны учета индивидуальных особенностей учащихся, который выражается в дифференцированном распределении на уроке между учениками заданий различной степени сложности и трудности, в определении разного уровня требований к школьникам, в разной степени активизации их деятельности на уроках иностранного языка. Однако не все учителя достаточно правильно учитывают возрастные особенности учащихся и уровень их знаний, а также умственного развития.
При анализе домашних заданий в школьных классах на среднем этапе обучения иностранному языку у 98 % учащихся задания оказались одинаковыми для всей группы каждого класса. Данное обстоятельство показывает, что учителя этих классов заведомо не учли легкость одного и того же задания для одних и трудность для других учащихся группы. Судя по исследованным классам можно сделать вывод о том, что основная масса учителей лишь учитывает актуальный уровень развития учащихся. Так, в случае неуспеваемости школьника учитель квалифицирует его как неспособного, видя свою задачу в вынуждении ученика работать, увлечь его своим предметом, чтобы сделать его успевающим. Данный подход учителя к обучающему процессу вообще и к развитию познавательных качеств ученика в частности противоречит принципу гуманизации образования. Разумеется, полезнее для общества и гуманнее для ученика была бы работа по развитию способностей.
Поэтому необходимо рассмотреть вопрос, что конкретно можно предпринять для решения этой важной задачи. Ни для кого не является секретом, тот факт, что способности не могут возникать вне деятельности, однако не всякая деятельность является источником психического развития ученика. В психологии отмечается, что "там, где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развития интеллекта, там мышление подростков не развивает всех действительно заложенных в нем возможностей, не доходит до внешних форм или достигают их с крайним опозданием". Если взять в обучении английскому языку простую тренировку в выполнении каких-либо подстановочных упражнений, озвучивание готовых диалогов или перевод предложений на родной язык, то это ведет к усвоению учебного материала, но не является механизмом психического развития. Существуют определенные принципы, на которые должны отвечать учебная деятельность, направленная на развитие способностей.
Полезная информация:
Диагностика развития предметной деятельности
При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку характерной чертой предметной деяте ...
Формирующий эксперимент и его статистическая обработка
Эксперимент проводился на базе Нижнекамского муниципального института со студентами очного (6 человек) и заочного (5 человек) отделения. Для проверки остаточных знаний и получения зачета студенты очного отделения проводился по рейтингу (накопление баллов за посещаемость, активностью на уроках, напи ...
Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку
Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Результативность обучен ...