Среди различных нервно-психических расстройств "пограничного" характера наиболее часто встречаются систематические и невротические проявления - раздражительность, нарушение сна, энурез, навязчивые состояния (тики, навязчивое стремление грызть ногти, волосы) и другие формы неврозов, в том числе логоневроз, задержки психического развития, различные отклонения в поведении и др.
В предпубертатном и пубертатном возрасте отмечается увеличение частоты ипохондрических, истерических расстройств у школьников, в этом же возрасте чаще наблюдаются случаи патологического формирования личности.
Дети, страдающие "пограничными" нервно-психическими расстройствами, особенно сочетающимися с ранним органическим поражения головного мозга, составляют группу "риска" по развитию школьной дезадаптации, одним из проявлений которой является неуспеваемость. Чаще всего речь идет о психическом инфантилизме, эмоциональной незрелости, сниженной работоспособности. У таких детей наблюдается эгоцентричность, неспособность сочетать свои интересы с интересами коллектива, слабость волевых функций.
Вот почему существует необходимость рассматривать физическое здоровье ребенка в психологическом аспекте, осуществлять задачи практики физического воспитания при соблюдении некоторых психолого-педагогических условий, при которых бы сформировался устойчивый интерес к физической культуре, к спорту, к различным видам физической активности.
Чтобы решить вопрос необходимо помнить, что воспитание является педагогическим процессом формирования разнообразных интересов. Важнейшим из них, как нам кажется, являются физкультурные (спортивные) интересы.
Направленность личности характеризуется интересами. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. В методологическом плане необходимо разделять:
1) сам факт направленности нашего сознания на определенный предмет в конкретный момент времени;
2) такое отношение к объекту, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него как на проявление интереса.
Спортивный интерес - это постоянное стремление к знаниям о спортивной деятельности, к посещению соревнований по различным видам спорта, стремиться к занятиям физическими упражнениями. Необходимо помнить, что интерес к спорту может носить пассивный характер. При этом отмечается потеря активности в практической деятельности. Пассивный интерес к спорту присущ болельщикам, которые о спорте "знают все, но сами им не занимаются".
Сильнейшим мотивом спортивной и физкультурной деятельности становится активный (познавательный) интерес, благодаря которому, человек решается на ограничения, режим, большие физические нагрузки.
При изучении физкультурно-спортивных интересов, педагог должен обращать внимание на широту и содержание интересов школьников.
Одним из условий воспитания интереса к физическим упражнениям, к двигательной и трудовой деятельности может служить приобщение школьников к детскому движению. Задача состоит в том, чтобы наполнить интересы детей и подростков социально значимым содержанием.
В настоящее время возникла необходимость кардинальным образом перестроить организацию работы физкультурных учреждений, системы физического воспитания во всех ступенях, подчинив их возможностям людей разных профессий, интересов, возрастов. Специалисты по физической культуре и спорту, ученые предлагают и реализуют свои методики, программы, которые поддерживали бы интерес к физическим упражнениям и, одновременно, имели оздоровительную направленность.
Таким образом, можно утверждать, что физические упражнения являются одним из ведущих компонентов, условий воспитания интереса к физической культуре у детей и подростков, систематические занятия физической культурой и спортом способствуют перерождению личности асоциальной в личность социально значимую, а интерес к физическим упражнениям, будет являться условием сохранения психического, физического, социального здоровья детей и подростков.
Полезная информация:
Адаптация учащихся к командно-игровым формам занятий
Опыт проведения игровых занятий в вузах, техникумах и школах показывает, что начало игры и сам процесс включения в нее доставляют новичкам психологический дискомфорт. Особенно трудно адаптируются к новым видам занятий учащиеся с так называемыми чистыми типами личности - субъективные интерналисты и ...
Направления и особенности работы библиотек с детьми
и подростками
Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику. На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский фил ...
Процесс формирования навыков
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 ...