Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей

Образование и воспитание » Двигательная активность » Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей

Страница 2

Большое значение имеет физическое воспитание в компенсации отставания в развитии двигательных, физических качеств - быстроты, силы, координации движений, выносливости, гибкости. Мышечная нагрузка способствует активизации всех процессов в организме больного ребенка, благотворно влияет на центральную нервную систему. С помощью многочисленных средств и специальных методов физического воспитания можно целенаправленно воздействовать на имеющиеся аномалии двигательной и психической сферы детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, регулярные физические упражнения вызывают в организме человека определенные изменения (по данных биохимических и психофизиологических методов исследования). "Стимулируется становление стереотипов, то есть вырабатывается потребность в совершении определенных действий. В их основе лежат физиологические действия, порожденные переживанием человеком чувства "мышечной радости" (И.П. Павлов), подъем настроения, положительные эмоции, которые и составляют у человека основу для формирования интегральной оценки собственного здоровья".

Сущность человека, личности предполагает единство его биологической, психологической и социальной природы.

Развитие моторных функций может являться, и является на деле, одной из центральных сфер компенсации умственной недостаточности и обратно: при моторной недостаточности у детей происходит усиленно интеллектуальное развитие. Относительная независимость функций при их единстве приводит к тому, что развитие одной функции компенсируется и отзывается на другой.

В психологической теории и педагогической практике исследуются процессы развития, становления личности, коррекции неадекватного поведения детей и подростков.

"Еще И.П. Павлов установил, что форма поведения, действие не могут быть поняты до конца без рассмотрения в перспективе будущего, цели. Этот фундаментальный факт И.П. Павлов закрепил в гениальном термине "рефлекс цели". Существование препятствий создает "цель" для психических актов, то есть вводит в развитие психики перспективу будущего, а наличие этой цели создает стимул для стремления к компенсации: из способности возникает сила, из недостатков способности".

К детям с асоциальным поведением, в собственном смысле слова, могут быть отнесены функциональные случаи отклонения от нормы в поведении, развитии психическом, нравственном, физическом, а так же дети подросткового возраста, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья (сколиоз, зрение, сердечно-сосудистые заболевания, болезни нервного происхождения).

Наибольшее число случаев дисгармоничного развития приходится на детей с избыточной массой тела.

По мере вступления детей в стадию полового созревания отмечаются существенные изменения контингента здоровых учащихся. В период интенсивного роста и развития, когда происходит бурная перестройка нейроэндокринных механизмов и повышается активность желез внутренней секреции, отмечается, что за период с 1 по 8 классы число детей, относящихся к 1 группе здоровья уменьшается на 35%, одновременно вдвое возрастает 2 группа (детей с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья), в основном нарушения зрения, осанки, дисгармоническое физическое развитие. Примерно в два раза, возрастает так же число учащихся, имеющих хронические заболевания (3 группа здоровья).

За годы обучения в школе, дети буквально "обрастают диагнозами", особенно в период полового созревания. Все более актуальной становится проблема психического здоровья школьников, что объясняется значительным увеличением числа детей, испытывающих трудности при обучении, имеющие отклонения в поведении, эмоциональной сфере, различные невротические расстройства.

В динамике нервно-психических заболеваний отмечается общая тенденция - заметный рост функциональных расстройств ("пограничных" состояний). "По данным Всемирной организации здравоохранения, их частота за несколько последних десятилетий выросла более чем в четыре раза, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Число детей с этими расстройствами равняется примерно 25% от их общего числа". Среди факторов, обуславливающих "пограничные" нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте, особо следует отметить факторы, связанные с условиями жизни ребенка в семье, как биологического, так и социального характера. Это - алкоголизм родителей, конфликтные ситуации в семье, безнадзорность, воспитание ребенка в неполной семье, эмоциональная депривация, гипо- и гиперопека со стороны родителей. По данным исследователей, каждые четыре из пяти учащихся, страдающих невротическими расстройствами, воспитывались в семьях, страдающих напряженными межличностными отношениями, среди детей с "пограничными" нервно-психическими расстройствами в 33% случаев имели место, неблагоприятные семейные условия и конфликтная обстановка в семье, в 50% - алкоголизм родителей. Сочетание неблагоприятных социальных условий является основным фактором риска в возникновении различных нарушений нервно-психического развития детей и приводит вначале к школьной дезадаптации, а в пубертатном возрасте, при отсутствии своевременной коррекции, к манифестации психоподобных и психоорганических проявлений с наклонностями к асоциальным формам поведения.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методика изучения длин в курсе геометрии средней школы
В традиционной школе изучение величин начинается с длины предметов. Теория измерения длины отрезков может быть построена по такой схеме: Определение длины отрезка как вещественного числа; Описание процедуры измерения отрезка; Установление существования и единственности длины отрезка при данном выбо ...

Тематическое планирование уроков в 8 классе по теме «Центральные и вписанные углы»
Учебник Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и другие «Геометрия 7-9» (2 часа в неделю, всего 5 часов) Тема Количество часов Центральные и вписанные углы (5 ч) Градусная мера дуги окружности 1 Теорема о вписанном угле 1 Теорема об отрезках пересекающихся хорд 1 Обобщающий урок по теме «Центральные и вписа ...

Теоретические и эмпирические методы исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru