Этапы процесса рефлексии

Страница 1

В контексте рассмотрения рефлексии как процесса деятельности и мышления необходимо выделить этапы рефлексивного освоения деятельности.

Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий (53)

Исследование ситуации. 2) Выявление затруднений в деятельности.3) Установление причин затруднений. 4) Критика старой нормы. 5) Выработка новой нормы.

На основании схемы этапов рефлексии, предложенной Г.П. Щедровицким, А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов рефлексивного освоения деятельности, такие как 1) рефлексивный выход; 2) интенциональность; 3) первичную категоризацию; 4) конструирование системы рефлексивных средств; 5) схематизацию рефлектируемого содержания; 6) объективацию рефлексивного описания. (44.,с.71-74)

Также, опираясь на исследования Г.П. Щедровицкого, С.Д. Неверкович выделяет следующие стадии (структурные компоненты) рефлексивного анализа: 1) интенция на овладение собственной деятельностью; 2) конструирование; 3) организация;.4) схематизация;. 5) объективация; 6) креативный компонент.

Как мы видим, А.А. Тюков и С.Д. Неверкович выделяют фактически сходные этапы рефлексивного процесса, но последний не рассматривает «рефлексивный выход», являющийся важным механизмом возникновения рефлексии. В связи с этим рассмотрим подробнее этапы рефлексивного процесса, предложенные Тюковым.

Условием возникновения рефлексии и рефлексивного выхода как начального этапа процесса является «разрыв», возникающий в структуре деятельности. Здесь следует подчеркнуть, что для возникновения рефлексивного отношения недостаточно только практической невозможности исполнения деятельности из-за отсутствия знаний, средств и др. Оказываясь перед «барьером», индивид может начать прямой познавательный анализ окружающих условий и предметной ситуации.

При такой интерпретации рефлексивный выход оказывается не негативным прерыванием одной деятельности и обращением к средствам другой или построением новой. Это всегда процесс выхода «за рамки», но с обращением к осуществляемой деятельности в целом как к определенному содержанию, которое нужно понять.

Следующая стадия рефлексивного анализа характеризуется возникновением интенции на овладение, регуляцию и изменение собственной деятельности. Такого типа интенция появляется при переходе субъекта от деятельности, детерминированной преобразованием предмета, к деятельности, для которой это преобразование само выступает в качестве предмета особого рассмотрения. Данный переход осуществляется как переход к новой форме организации деятельности.

Этап первичной категоризации предполагает определение границ включения рефлексии в качестве предмета деятельности. Рефлексии могут подвергнуться задачи, цели, средства или орудия деятельности, ее продукты, предметные условия или др. Первичная категоризация может осуществляться в категории деятельности, и тогда должна будет анализироваться её полная структура. Во всех случаях рамки первичной категоризации задают определенность деятельности в целом. Это первый этап рефлексии, где сознательный процесс организуется мыслительными средствами (первичная категоризация задает набор мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности). Используемые мыслительные средства, должны быть соотнесены между собой и с конкретными материальными объектами, находящимися в актуальном поле рефлексии, что предполагает наличие этапа конструирования (организации) системы. Также данный этап предполагает соотнесение, соорганизацию элементов деятельности в новую единую деятельность; организацию взаимосвязей созданной деятельности с внешними условиями и ситуацией.

Схематизация заключается в изображении деятельности или отдельных ее элементов при помощи специальной графики, различных знаково-символических средств, а также в форме свернутой, сокращенной речи. При реализации данного этапа достигается «снятие» предметного многообразия деятельности, ее существенные связи, элементы и отношения как бы высвечиваются. Этап схематизации в рефлексии имеет важнейшее значение, так как только представленная в специальных знаковых средствах в виде целостной картины рефлексируемая деятельность получает свое осознанное инобытие. Схематизация рефлексивного смысла, или, иными словами, рефлексивной картины деятельности, существует непосредственно в пространстве сознания.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действ ...

Способы записи условия и решения задач
Можно применять различные формы записи условия задачи, но любая из них должна удовлетворять основным требованиям краткости и ясности. В отношении записи решения задач по физике учителя предъявляют к учащимся различные требования. Одни, например, требуют проводить запись решения с планом, другие с к ...

Принципы педагогики
Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймём?» Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают: «Если детей любить в школе, то, как такие дети будут потом жить в обществе?» На это можно ответить: «С совестью вообще жить труд ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru