Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
Из психологии используется также рефлексивный подход.
Тему можно разделить на восемь модулей, не являющихся 8 уроками. Модуль может содержать несколько уроков.
Шесть первых модулей, в основном, построены по схеме:
Постановка проблемы
При постановке проблемы учащимся предлагается свободная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.
Изучение нового материала
Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т. д.
Самостоятельная практика
ученика по использованию вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя
При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации учителя.
Выход на контроль
Завершающий этап каждого модуля – выход на контроль, который состоит из трёх уровней сложности. Все предлагаемые задания оценены определённым количеством баллов.
Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т. к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.
Предпоследний модуль можно назвать уроком –
Консультацией.
Урок – консультация.
Класс разбит на пять групп. Каждая группа получает задание (7 вопросов).
Время подготовки 7-8 минут. После подготовки каждая группа отвечает на вопросы, предлагаемые на кодоскопе, затем сдаёт свои вопросы экспертам (ответы должен написать каждый). После ответа одной группы остальные высказывают свои дополнения, возражения и т. д.
В этом модуле можно рассматривать решения задач нестандартными методами. Задания предлагаются каждой группе. Время подготовки 10 минут. Оценивается в баллах. Каждая группа записывает решение на кодоскопе. Проходит обсуждение. Завершение модуля – «Ярмарка задач», где каждый ученик решает индивидуальные задания. Задачи, например, можно выдать в конверте каждой группе. Они разной степени сложности на «3», «4», «5» баллов.
Последний модуль – это контрольная работа,
задания которой содержат обязательные задачи повышенной сложности. За неё учащиеся получают оценку в баллах.
По окончанию изучения темы, ученик имеет три оценки, которые видны из таблицы:
«Рейтинг ученика»
Фамилия ученика | |||
Модули (1-6) | |||
Баллы за промежуточный контроль |
Общее количество баллов |
Оценка | |
Урок – консультация | |||
Баллы за задания на уроке |
Общее количество баллов |
Оценка | |
Контрольная работа | |||
Баллы за задания |
Общее количество баллов |
Оценка | |
Зачёт | |||
Полезная информация:
Сущность, классификация и направления
педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...
Библиотека – медиатека муниципального общеобразовательного учреждения «Сахарозаводская
средняя общеобразовательная школа»
Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры педагога и ученика. В 2005 году в нашей школе ...
Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...