Развитие эстетического отношения к природе

Страница 3

Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а также уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою независимость.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.

В предпочтении одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно, что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно связанно не только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными индивидуальными связями с природой.

Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задание учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психологов – педагогических экспериментов.

Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза, и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы недостаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное.

Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познавания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знаниям что, вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как и красоты, усиливаются обмен знаниями, умениями переживаниями.

Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогов: что такое красота? Как ее распознавать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.

Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует социальной педагогической работы, поэтому задания открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связанны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Контрольная диагностика готовности к переходу в среднюю школу, детей участвующих в эксперименте
В контрольном исследовании принимали участие те же дети младшего школьного возраста, которые участвовали в нашем формирующем эксперименте (8 человек), а также дети не участвующие в нашем эксперименте (8 человек). Перед нами стояла задача фиксации изменений в мотивационной сфере, уровня самостоятель ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...

Роль взрослого в формировании элементов математических представлений у дошкольников
Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru