Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна: во-первых, все дети, используя помощь учителя, должны думать и писать, совершенствуя формулировку; во-вторых, учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия правила каждым учеником, то есть выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности; в-третьих, каждый ученик убеждается в том, что если будет внимательным, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием; в-четвертых, подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, при этом ученики, которые овладели мыслительными операциями, упражняются в них, а другие обучаются им постепенно; в-пятых, воспитываются ценные качества личности–способность к напряженному умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие; в-шестых, формулируется математическая зоркость, устойчивость, устойчивые математические навыки, развивается творческое, креативное мышление. При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на “сильных”, “средних” и “слабых” - задание всем одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности –показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, уровня развития творческого мышления учащихся. После изучения правила на следующем уроке проводилась проверка: а) знания формулировки правила“Порядок действий в выражениях со скобками”; б) степени сформированности умений и навыков в виде самостоятельности проверочной работы.
Приведем примеры заданий на разных уровнях проблемности во II классе. 1. Закрепление табличных случаев умножения.
Высокий уровень.
Продолжи ряд, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7 и на 8: 2, 4, 6, 8, …
7, 14, 21, …
8, 16, 24, …
Составь свой ряд.
Средний уровень.
Вспомни таблицу умножения на 2, на 7, на 8.
Продолжи ряд чисел, как в 1 случае:
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;
8, 16, 24, …;
7, 14, 24, …
Составь свой ряд.
Низкий уровень.
Продолжи ряд чисел, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7, на 8 и запиши таблицу умножения, которую использовал при выполнении задания, как в 1 случае: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 18, 20; 2*1=2 2*6=12
8, 16, 24, …; 2*2=4 2*7=14
7, 14, 24, … 2*3=6 2*8=16
2*4=8 2*9=18
2*5=10 2*10=20
2) Задание на смекалку.
Высокий уровень.
Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление.
1+2+3+…+18+19+20=
Средний уровень.
Найди простой способ вычисления, соединив линиями пары чисел, как на рисунке. 1+2+3+…+18+19+20=
Низкий уровень.
Найди сумму каждой пары чисел, соединенных линиями. Вычисли простым способом сумму всех чисел.
1+2+3+…+18+19+20=
3) Усвоение смысла умножения.
Высокий уровень.
Замени сложение умножением. Чем отличается четвертый пример от остальных? 1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
7+1+0=
9+9+9+9+9+9=
Средний уровень.
Замени сложение умножением, вспомнив, что называется умножением. 1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
7+0+1=
9+9+9+9+9+9=
Чем отличается 4 пример от остальных?
Низкий уровень.
Замени сложение умножением, вспомнив, что сложение только слагаемых можно назвать умножением.
1+1+1+1+1=
7+7+7=
0+0+0+0=
1+7+0=
9+9+9+9+9+9=
4) Переместительное свойство сложения.
Высокий уровень.
Воспользуйтесь перестановкой слагаемых и быстро решите эти примеры. 36+18+12= 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Средний уровень.
Воспользуйтесь перестановкой слагаемых и быстро решите примеры как в 1 случае. 36+18+12=36+30+66 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Низкий уровень.
Быстро решите примеры, вспомнив свойство сложения: от перестановки слагаемых сумма не меняется. Сначала сложите числа, которые в муссе дают круглое число. С круглыми числами легче выполнять действие.
36+18+12=36+30+66 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
5) Решение задач по схемам.
Высокий уровень.
Средний уровень.
Реши задачу, используя схему.
Алеша на каникулы едет к бабушке. Ему предстоит путь в 821 км. Поехав какую-то часть пути на автомобиля, он проедет такую же часть на автобусе. И ему останется проехать 137 км на поезде. Сколько км он проедет на автобусе?
Х Х 137 2 821
Низкий уровень.
Соответствует ли данная задача схеме?
(Задачу и схему см. в среднем уровне. )
6) Распределительный закон умножения относительно сложения.
Полезная информация:
Компетенции как результат
профессионально-образовательного развития личности при реализации
педагогических технологий
Исследование проблемы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения актуализируется тем, что во взаимодействии современной образовательно-профессиональной среды и самоопределяющейся личности возникает ряд проблем, которые последняя сама решить не в состоянии. Процесс професси ...
Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Рост и масса тела. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от ...
Народные традиции в воспитании детей
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы об ...