Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов у дошкольников с системными нарушениями речи по всем методикам представлены в приложении 5 и таблице 4.
Таблица 4 Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество детей |
0 |
2 |
8 |
По данным таблицы 4, у большинства детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей - средний уровень, высокого уровня не выявлено у данной категории детей.
Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.
Таким образом, в исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".
Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов. Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.
В первой главе нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы:
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Лексическая сочетаемость - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью и т. д.
Усваивая грамматические и лексические значения, дети чувствуют (интуитивно), как отражается в языке внешний по отношению к говорящему мир, а, усваивая способы выразительности речи, дети чувствуют (также интуитивно) как отражается в языке внутренний мир человека, как человек выражает свои чувства, свою оценку действительности.
К системным нарушениям речи относится общее недоразвитие речи. Основными признаками общего недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Особенности лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Во второй главе нами были описаны результаты экспериментального исследования. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".
Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей -средний уровень, детей с высоким уровнем не выявлено.
Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.
Полезная информация:
Методика изучения темы «Обыкновенные дроби» в
учебниках по методике преподавания математики
Курс математики 5–6 классов представляет собой органическую составную часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, которая, с одной стороны, является продолжением и развитием идей, реализованных при обуч ...
Роль совместной деятельности в развитии личности ребенка
Основываясь на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, К. Поливанова, Д.Б. Эльконин и т.д.) и теории интериоризации Л.С. Выготского, мы выделяем в качестве основного средства формирования самостоятельного, произвольного поведения, а также способности к самоорганизации и самоконтролю ...
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу
обучения
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективност ...