Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов у дошкольников с системными нарушениями речи по всем методикам представлены в приложении 5 и таблице 4.
Таблица 4 Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество детей |
0 |
2 |
8 |
По данным таблицы 4, у большинства детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей - средний уровень, высокого уровня не выявлено у данной категории детей.
Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.
Таким образом, в исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".
Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов. Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.
В первой главе нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы:
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Лексическая сочетаемость - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью и т. д.
Усваивая грамматические и лексические значения, дети чувствуют (интуитивно), как отражается в языке внешний по отношению к говорящему мир, а, усваивая способы выразительности речи, дети чувствуют (также интуитивно) как отражается в языке внутренний мир человека, как человек выражает свои чувства, свою оценку действительности.
К системным нарушениям речи относится общее недоразвитие речи. Основными признаками общего недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Особенности лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Во второй главе нами были описаны результаты экспериментального исследования. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам: "Предикативный словарь", "Кто как передвигается", "Атрибутивный словарь".
Количественный анализ данных показал, что у большинства дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) отмечается низкий уровень овладения лексической сочетаемостью слов, у 2 детей -средний уровень, детей с высоким уровнем не выявлено.
Качественный анализ данных показал, что дети испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова. Особенно ярко это проявляется при подборе прилагательных. Отмечаются следующие ошибки: неточные по смыслу слова, выбирают другие части речи, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова.
Полезная информация:
Методика исследования фонематической системы у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта: артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; фонологический – выяснить, к ...
Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им ...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего
школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, психологом, а так же с родителями. Поэтому за разработку и дальнейшую коррекционную работу с детьми были ответс ...