важно считаться с человеком как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;
необходимо учитывать личные качества учителей и на основе этого формировать оптимальные межличностные связи. Главное в общении — завоевать доверие людей. Без доверия к подчиненным невозможно быть профессиональным руководителем;
принятию решения должны предшествовать пристальное внимание к сотруднику, анализ и оценка его деятельности — это основа сотрудничества;
— развитие образовательного учреждения обеспечивается «давлением сверху», а созданием условий и реальных возможностей для развития творческой инициативы и профессиональных способностей учителей.
Принцип индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей учителей, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта в выборе тех или иных видов управленческой воздействия. Принцип индивидуализации требует:
признания самоценности человеческой жизни и здоровья;
уважения учителя, воодушевления его совместными поисками, интересной и творческой работой;
учета интеллектуального потенциала людей. Успешен тот руководитель, который, умея сам принимать толковые решения, постоянно упражняет своих подчиненных в проявлении ими своих мыслительных возможностей и нетривиально их поощряет;
учета и коррекции эмоциональных состояний членов педагогического коллектива, помощи им в укреплении тех положительных профессиональных свойств и качеств, которыми они обладают, а также морального стимулирования.
Принцип изменения. Этот принцип предполагает, что образовательное учреждение и человек в нем все время совершенству разумно изменяясь. Этот принцип основывается на его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным neременам. Основные требования к его осуществлению:
не надо бояться перемен;
не стоит бояться, что многие учителя, осознавая необходимость перемен, по различным причинам не всегда к ним готов. Следует отыскивать эти причины и постепенно склонять людей изменениям;
процесс перемен в образовательном учреждении — это процесс перемен в учителе, в его взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. Перемены начинаются с личности, уже потом приобретают общий характер;
личный пример непрерывного личностного и профессионального самосовершенствования — свидетельство ресурсной надежности руководителя. Личный пример руководителя всегда увеличивает кредит доверия людей к нему.
Принцип научности. Суть этого принципа состоит в следующем: управление может быть эффективным только в том случае, управляющая подсистема обладает умением выполнять все деятельности, необходимые для управления данной системой. Уровень знаний, управленческого опыта, специальной управленческой подготовки руководителя не может быть ниже, чем объел сложность процессов, с которыми ему приходится сталкиваться процессе управления школой. В противном случае количество и качество управленческих воздействий окажутся недостаточными. Если этот закон нарушен, т. е. управляющий не знает или не может понять часть проблем, с которыми он сталкивается, он неизбежно будет ошибаться и выпустит из-под своего контроля часть процессов, которые пойдут стихийно. Требования этого принципа выражаются в следующем:
с увеличением числа проблем, объем и качество знаний управляющих должны расти;
чтобы иметь моральное и психологическое основание быть во главе людей, иметь право рассчитывать на поддержку своих идей и требовать выполнения подчиненными служебных обязанностей, необходимо создавать атмосферу уважения, доверия и успеха, включать каждого в разнообразные виды управленческой деятельности;
необходимы постоянная работа над своим менталитетом, обращение к различным источникам информации, связь с наукой и т.д.
Принцип оптимизма. Суть принципа заключается в вере в себя и в людей, постоянный оптимизм и увлеченность поставленными целями, владение основами мировой культуры. Деятельность менеджера — это живое олицетворение известного афоризма Н. К. Рериха: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!»
Реализация охарактеризованных принципов — обязательное условие полноценного функционирования процесса адаптивного управления педагогическими системами на основе психотерапевтического подхода.
Полезная информация:
Исследование трудовой мотивации школьников в условиях технологического образования
В настоящее время определены приоритеты дальнейшего развития Российского государства, что позволяет конкретизировать образовательные цели, в том числе и в сельском социуме, среди которых значимыми являются цели, ориентирующие на развитие адекватной трудовой мотивации школьников. С целью изучения мо ...
Опытно-экспериментальное исследование по апробации метода проектной
деятельности для развития рефлексивных способностей
Структура настоящего опытно-экспериментального исследования включает в себя несколько этапов: Пилотажное исследование - (февраль 2007 г. – март 2007 г.). Констатирующий эксперимент - (4 – 7апреля 2008 г.). Формирующий эксперимент - (8 – 18 апреля 2008 г.). Контрольный эксперимент - (19 – 22 апреля ...
Возможности народной педагогики
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству восприятию культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные значения о воспитании и обучении дете ...