К старшему дошкольному возрасту происходит дифференциация детей по положению в группе. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Воспитатель должен создать такую эмоциональную атмосферу в группе, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. В основе популярности лежат не развитие интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям.
Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей воспитателя. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.
К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстниками и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.
Соотношение субъектного и объектного начала самосознания с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется, потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего, ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Этот период называют кризисом семи лет, в это время впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».
Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
Полезная информация:
Выявление уровня знаний детей о социальной действительности
Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверен ...
Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте
Главная отличительная особенность этого возраста – стабилизация личности. Она проявляется в эмоционально сфере: становится более ровным и устойчивым настроение, исчезают частые и резкие аффективные вспышки. Снижению эмоциональной лабильности способствует развитие само регуляции, усиление контроля з ...
Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания
В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интере ...