Очень большое значение придается дифференциации звуков. Обычно, когда говорят о дифференциации звуков, имеется в виду тот последний этап логопедической работы, когда после отработки двух парных звуков дети упражняются в произнесении того и другого звука в слогах, словах и предложениях. Целесообразно дифференциацию звуков начинать гораздо раньше. Как только дети научились правильно артикулировать какой-либо звук, его можно сравнить на слух с любыми звуками речи – это и будет первый этап работы над дифференциацией. Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от звучаемого каким-либо одним признаком; так, например, звук с можно сравнить со звуками з, ц, ш.
С целью различия звуков на слух проводятся примерно такие упражнения: логопед произносит ряд слогов (са, ца, та, са, за, ся, са). Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку, когда логопед произносит слог са. Аналогичное упражнение, но более трудное проводится на выделение звука из начала слова, т.е. предлагается поднимать руку в тех случаях, если сказанное логопедом слово начинается на звук с. Даются примерно такие слова: танк, цапля, зайка, суп, шапка и т.д.
Позднее по мере отработки звуков з, ц, ш производятся упражнения по дифференциации с от этих звуков не только на слух, но и произношении – это и будет второй этап работы. Такая последовательность работы позволяет
Очень рано включать упражнения по различению звуков на слух, что во-первых, способствует появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков, во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над звуками, т.е. дифференцировку звуков в произношении. Благодаря развивающемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.
С самого начала обучения овладения фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Заострение внимания детей на звуковом составе слова способствует тому, что при правильном произнесении какого либо слова ребенок быстро обнаруживает свою ошибку и немедленно ее исправляет. На данном этапе работы единицей изучения является звук – его артикуляция, звучание, отличие от других звуков, место его в слове. Зрительной опорой в это время служит артикуляция. Вначале в связи с уточнением артикуляции некоторых гласных звуков и различием их на слух, детям предлагается выделять первым ударный гласный из слов типа
Алик, улитка. В то же время дети узнают, что звуки могут иметь определенную последовательность (если мы сказали а и у, здесь два звука – первый а, второй у; а в сочетании а, и, у – три звука) . (Л.Г. Парамонова
Затем дети выделяют согласный звук из обратного слога и находят последний согласный в словах, оканчивающихся на звуки т, к, п, х.
Еще позднее дети учатся выделять гласный из положения после согласного, анализировать прямой слог или выделять первый и второй звук в словах, начинающихся на твердый согласный звук. В результате такой подготовки детям становится доступным анализ односложных слов типа суп.
Затем дети знакомятся с членением слов на слоги, переходят к полному звуко-слоговому анализу слов типа суп или зубы. В качестве зрительной опоры на этом этапе обучения дается схема слова.
Коррекционная работа проводится поэтапно.
Содержание подготовительного этапа коррекционной работы
На подготовительном этапе работа начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Фрагмент занятия.
Развитие слухового внимания
– Закройте глаза. Начинаем слушать спокойно звуки.
Проводится игра «Молчанка»
– Что вы слышали? (дети называют – резание бумаги, постукивание молотком, шум дождя и т.д.)
Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (логопед демонстрирует)
Продолжается игра «Узнай по звуку» (логопед проводит разные шумы за ширмой, дети определяют, какому предмету принадлежит звук)
Аналогичные игры проводятся с музыкальными инструментами (бубен, дудка, колокольчик)
Также на этом этапе коррекционной работы необходимо использовать игры и задания на определение направления источника звука. Например, «Где позвонили?» В предлагаемых играх и заданиях у детей воспитывается слуховое внимание.
Полезная информация:
Методики развития исследовательских умений у младших
школьников
Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе. 1 этап - соответствует 1 классу. А.И.Савенков считает, что развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведен ...
Чем хороши модульные уроки
1. Новая ступень к развитию самостоятельности учащихся. 2. Учит детей усваивать предложенный способ обработки новой учебной информации. 3. Получать результат соответствующий эталону. 4. У учащихся формируются умения планировать свою деятельность, более осознанно ориентироваться в учебном материале. ...
Возрастные особенности старшеклассников и их учёт при выборе
профессии
Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности их в конкретных людях. Один из характернейших признаков развития современных старшеклассников – крайняя его неравномерность, неодновремен ...