С особыми образовательными потребностями.
II-1 Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития.
Целью экспериментального исследования является выявление уровня развития творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
Практическая часть работы состоит из 3 этапов:
I этап – констатирующий эксперимент;
Цель: диагностика уровня сформированности творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
II этап – развивающий эксперимент;
Цель: развитие творческого воображения у детей через кружковую работу.
III этап – повторный констатирующий эксперимент
Цель: сравнить результаты и выявить динамику развития творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.
В конце каждого этапа работы проводился анализ полученных данных.
Базой для проведения исследования являлся областной детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В эксперименте принимали участие дети группы № 12 в количестве 15 человек с диагнозом задержкой психического развития.
В констатирующем эксперименте была поставлена цель – установление точных данных о состоянии развития творческого воображения у детей данной группы.
Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие диагностические методики:
методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.);
методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.).
Все методики были адаптированы для детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально.
В процессе эксперимента соблюдались следующие требования:
Игровой характер тестирования.
Соблюдение стандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры, одинаковая инструкция.
Дифференцированный подход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.
Все задания направлены в первую очередь на оценку развития воображения у детей и степень его развития. Задания позволяют судить об общем уровне интеллектуального развития ребенка.
Задание № 1 «Придумай рассказ».
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение одной минуты, а затем пересказать его в течение второй минуты. Это может быть какая-либо история или сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
скорость придумывания рассказа;
необычность, оригинальность сюжета;
разнообразие образов, используемых в рассказе;
проработанность и детализация этих образов;
эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 балла – если ребенку удалось придумать рассказ не более, чем за 30 секунд.
1 балл – если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.
0 баллов – если ребенок за 1 минуту так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается:
2 балла – если сюжет рассказа придуман самим ребенком, оригинален.
1 балл – если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя
0 баллов – если ребенок просто механически пересказывает то, что когда-либо он видел.
Разнообразие образов оценивается:
2 балла – если в рассказе имеется 4 и более персонажа (вещи, события).
1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа.
0 баллов – если в рассказе говорится только об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:
Полезная информация:
Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего
возраста
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время, как в зарубежной психологии игра трактовалась как деятельность по природе и ...
Конспект сюжетно-дидактической игры «Зоопарк»
Цель игры. Выявить у детей навыки количественного счета. Различение и название цифр. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. Материал. Приготовили карточки с цифрами, вместе с детьми подобрали игруш ...
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по
формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего этапа исследования: формирование выразительности речи посредством театрализованных игр. Задачи формирующего этапа исследования: подготовка предметно-развивающей среды для проведения театрализованных занятий (изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, подбор музыкальног ...