2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости
от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект. Одним из методов исследования профессиональных установок является беседа. Примером может быть беседа для старшеклассников «Как выбрать свою профессию?»
Беседа для старшеклассников
Тема: Как выбрать свою профессию?
Цель:
· познакомить старшеклассников с условиями успешного профессионального определения (информированность, познание себя, самовоспитание, активная разнообразная деятельность);
· дать начальные представления об особенностях профессий;
· познакомить учащихся с литературой о выборе профессий;
· познакомить с первой информацией о профессиональных склонностях старшеклассников;
· увлечь идеей самовоспитания и самопознания.
Подготовительная работа:
1. Провести анкету «Нравится ли вам?»
2. Провести дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
3. Привлечь группу ребят для подготовки информации об особенностях профессий (человек – природа; человек – техника; человек – человек; человек – знаковая система; человек – художественный образ).
Ход беседы:
Ø Сколько насчитывается профессий?
Ø Что нужно делать, чтобы правильно выбрать свою профессию?
Ø Какие книги о профессиях вы читали?
Ø Кто уверен, что он, верно, выбрал свою будущую профессию?
Ø Почему уверен?
Условия правильного профессионального самоопределения:
1. Знания о профессиях.
2. Знания о себе.
3. Самовоспитание – путь к профессионализму.
4. Активная разнообразная деятельность – путь развития способностей.
В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть?» и «Я через 5 лет» (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть?» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:
1) социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он бы хотел себя отнести, с кем он себя идентифицирует),
2) ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,
3) способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.
Полезная информация:
Преподавание современного танца
На сегодняшний день в мире существует три школы джаз-танца: американская, европейская и восточная, отличающиеся разнообразием стилей и направлений. Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Дает понимание афро-американской танцевальной техники. Открыла в Нью-Йорке ...
Проблема изучения и развития памяти в трудах педагогов и психологов
Данная проблема интересовала множество отечественных и зарубежных ученых с древних времён и до настоящего времени. Вопросами изучения и развития памяти занимались Г. Эббингауз, П. Жане, К. Леви, Т. Рибо, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и другие. Трудно сказать точно, где и когда появились первые цело ...
Разработка конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»
Уроки 1-2. Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. Класс: 7 класс Цели урока: Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики. Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, л ...