В средних и старших классов установка вырабатывается под влиянием родителей, литературных персонажей, встреч со специалистами различных отраслей и собственной творческой деятельности.
Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. С большим интересом подростки пишут сочинения о своей будущей профессии, о труде своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус». Для старших школьников эффективными оказываются читательские конференции и тематические вечера.
Пропаганда профессий средствам массовой информации, литературы и искусства позволяет повысить статус и престижность профессий с учетом современных условий. Периодическая печать, радио, телевидение, кино, литература и искусство оказываются самым эффективным средством среди других факторов. Хорошо зарекомендовали себя в работе по профессиональной ориентации учащихся кинолектории, чествования передовиков производства, организация и проведение профессиональных праздников и юбилейных дат предприятий, агропромышленного комплекса, литературно-музыкальные вечера и многое другое.
Таким образом, просвещение, дополненное средствами массовой информации и искусства, соединяет сознание и чувства, интеллект и эмоции в единый поток действенно-волевых качеств личности, что приводит к глубоким убеждениям в профессиональном самоопределении учащихся.
Этап II.
Убеждение как этап профессиональной ориентации выполняет функции внедрения внешних влечений во внутреннюю позицию каждого ученика, в действенно-волевую сферу. Оно формирует мотивы учащихся, учит их самоанализу и самоутверждению при выборе профессии. В результате убеждение становится связывающим звеном между просвещением и практической подготовкой учащихся к выбору и получению профессии. Оно необходимо потому, что у педагогов нет единого способа направить или перестроить профессиональные намерения учащихся, кроме воспитания и изменения внутренней позиции, мотивационной сферы.
Педагогу необходимо убелить, а учащимся убедиться, прежде всего, в необходимости развития склонностей и способностей для претензий на избираемую профессию. Для этого нужно направить учащихся на заинтересованной развитие своих способностей. С учащимися младших классов полезно провести беседу «Путь в профессию начинается в школе», в которой пытаться осветить вопросы рационального использования учебного и свободного времени для развития способностей.
У старшеклассников активная жизненная позиция и профессиональная направленность утверждаются в диспутах и конференциях, на встречах с производственниками, выпускниками и учащимися ПТУ, средних и высших учебных заведений. Самовыражение у них проявляется в техническом творчестве и опытничестве, на конкурсах и смотрах: «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», «Смотр талантов» и др.
Заключительной функцией профессионального убеждения является принятие решения о выборе профессии или учебного заведения для реализации своих намерений. На этом этапе следует помочь учащимся утвердиться в своем выборе путем посвящения в учащиеся ПТУ или других средних и высших учебных заведениях, в рабочие, хлеборобы, механизаторы. Важно, чтобы каждый выпускник школы сделал правильный выбор и сознательно принял решение с учетом социальных условий и призвания личности.
Этап III.
Практическая подготовка учащихся к труду и выбору профессии реализуется всем арсеналом учебно-воспитательной работы школы, родителей и внешкольных учреждений. Немаловажное значение, а иногда и решающую роль имеет полезный труд учащихся. Он особенно важен во время перехода экономики на рыночные отношения, в которых производительный труд и его результаты становятся главной ценностью в признании статуса личности.
В настоящее время полезный труд может быть представлен следующими видами:
Ø производительный труд для школы и самообслуживания;
Ø в микрорайоне школы;
Ø по месту жительства;
Ø в помощь предприятиям, колхозам и совхозам, учреждениям и организациям, кооператорам и арендаторам;
Ø по охране природы и окружающей среды;
Ø хозяйственно-бытовой труд в домашних условиях.
Полезный труд для школы может быть направлен на укрепление
материальной базы:
Ø изготовление простейших приспособлений для занятий по предметам и трудовому обучению;
Ø изготовление муляжей, гербариев, коллекций к урокам биологии;
Ø макетов материальной культуры прошлого и настоящего – к урокам истории и географии;
Ø приборов и оборудования – к урокам физики, химии, математики;
Ø ручного инвентаря – для труда в мастерских и на пришкольном участке, для экскурсий, поход и экспедиций.
Полезная информация:
Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания
Воспитание национального самосознания подрастающего поколения – проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею своей принадлежности к определен ...
Формирование понятия об инерции
Различные методические подходы к изучению закона инерции отличаются в основном тем, к какой конечной формулировке — классической ньютоновской или же к формулировке, принимающей во внимание уравновешенные силы,— подводят учащихся. Рассмотрим каждый из этих основных подходов и некоторые их модификаци ...
Учебная и преподавательская деятельность
Выбор содержания и методики влияет на виды учебной и преподавательской деятельности, также как и на необходимое для них время. Специфика содержания и временные параметры приводят к дифференцированию учебных предметов и преподавателей (мастеров). Содержание и выбранный метод должны указать на тип уч ...