Объективные факторы. С одной стороны, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства сопровождаются усилением связи науки, техники и труда и требуют работников с широким общим и политехническим образованием. С другой – тенденция к общественному разделению труда не только в рамках отрасли одной страны, но и на мировом рынке приводит к специализации отдельных отраслей производства, унификации функций работников, требующей высокой профессиональной подготовки. Теперь не человек будет выбирать профессию, а производство диктовать свои требования к квалификации работников.
Субъективные факторы. Научно-технический прогресс в условиях рыночных отношений интенсифицирует все стороны человеческой деятельности: возрастают требования к надежности и качеству труда, развитию профессиональных функций личности. Поэтому необходимо уже в школьные годы развивать дарования учащихся, чтобы позволить каждому из них лучше профессионально определиться со своими способностями.
Учеными доказано, что человек обладает «величайшими вариантами приспособления». Способность мозга иррадиировать (соединять) раздражители, поступающие из различных источников, создает возможности приспособления человека к разнообразным условиям трудовой деятельности, а школьников – к получению общего политехнического образования. В то же время специфические функции различных образований коры головного мозга с их рецепторными органами составляют основу для развития специальных способностей и соответствующих профессиональных качеств личности. Все это позволяет выбирать сферу труда и профессию в широком диапазоне, пересматривать свой выбор, а при необходимости и переучиваться, менять профессию, иметь узкую специальность или профессию широкого профиля. Поэтому профессиональное самоопределение во многом зависит от внутренней позиции учеников, мотивационной сферы каждого из них.
Исходя из социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей юношей и девушек, можно сформулировать задачи школы, родителей и общественности:
а. расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений, потребностях в работниках местных предприятий, колхозов и совхозов, кооперативов и арендаторов, учреждений и учебных заведений;
б. учреждение в необходимости развития способностей, нужных для получения избираемой профессии, с учетом профессии, с учетом потребностей общества в кадрах;
в. практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности;
г. дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола, возраста и других индивидуальных способностей юношей и девушек.
Полезная информация:
Формирование словоизменения у детей с ОНР
На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР. Первый этап – формиро ...
Развитие личности ребенка средствами аппликации
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренн ...
Исследование уровня развития монологической речи у младших
школьников с ОНР III уровня
Исследование проводилось в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием. На основании анализа психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами ...