Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности
Эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле. Образуя определенную надстройку над процессами познания, они не только сопровождают их, окрашивая и оценивая субъективное значение этих процессов, но и выступают существенными регуляторами их эффективности.
Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К. Вилюнасом: "Направляя эмоции на причины, сигналы и т. д. Значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т. д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности .". Это дает основание полагать, что эмоции непосредственно включены в познавательные процессы, ориентируют субъекта, указывая ему на значимость окружающих его явлений, выполняют важную функцию в регуляции динамической и функционально-энергетической стороны мотивации.
В ряде исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, выделяются мотивы внешние и мотивы внутренние. Можно полагать, что первые обусловливают необходимость учения, делают его привлекательным из-за чисто внешних факторов. Вторые исходят из содержания процессуальной стороны построения учения, способа реализации деятельности и ее результата. Известно, что эмоции, отражая отношения между мотивами и возможностью успешной реализации цели деятельности, включаются в процесс целеобразования. В тех случаях, когда принятые намерения осуществляются чисто рациональным путем, т. е. в этом процессе не происходит встречи аффекта с интеллектом, не возникают и соответствующие функциональные новообразования, не осуществляется побудительная сила сознания. Все это в значительной степени предопределяет участие эмоций в эффективной регуляции учебно-познавательной деятельности.
Современный учитель нуждается в овладении системой методов регуляции эмоций учащихся, которая: 1) позволяла бы ему усиливать эмоциогенный эффект содержания вводимого дидактического материал; 2) корригировать ситуативные эмоции учащихся и осуществлять их переключения с одних видов деятельности на другие с целью восстановления познавательной активности.
Первая группа методов преимущественно связана с регуляцией эмоций, отражающих отношения учащихся к содержанию дидактического материала при его введении. Условно структуру развертывания учебной деятельности можно подразделить на три основные фазы. Во-первых, это знакомство учащихся с условиями учебной задачи (сталкивание с условием задачи). Доминирующим на данном этапе выступает эффект новизны, фиксируемый педагогом по ситуативно-познавательным эмоциям типа удивления, недоумения, любопытства и т.д. Во-вторых, это нахождение и усвоение способа решения задачи. На этом этапе доминирующим является эффект сопереживания, фиксируемый учителем по таким эмоциям учащихся, как любознательность, сомнение, увлечение и др. В-третьих, это фаза закрепления усвоенного способа решения учебной задачи и использование его в дальнейшей деятельности. Ведущим здесь является эффект "увлечения-разрешения", фиксируемый учителем по эмоциям учащихся – удивления, удовольствия, радости и т.д.
Полезная информация:
Задачи семейного воспитания
Воспитание по своей сущности, по своим целям и задачам единое целое. Потому нет возможности определять задачи семейного воспитания и в то же время определять задачи воспитания вообще. Задачи воспитания в исследованиях П.Ф. Каптерева [6. c. 204–205] таковы: 1. Всестороннее, связанное и по возможност ...
Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин (1873–1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными з ...
«Аппликация» в программе дошкольного образования «Пралеска»
Программа "Пралеска"- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей. Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ...